БМП-3 - одна из лучших боевых машин пехоты в мире.
История создания
БМП-3 была разработана конструкторским бюро ОАО "Курганмашзавод" под
руководством главного конструктора А. Никонова с учетом основных
тенденций развития и применения боевых машин в современном
общевойсковом бою, а также ряда требований к массо-габаритным
характеристикам, унификации и др.
Боевая машина пехоты для мотострелковых подразделений
История создания
Плавающая гусеничная боевая машина пехоты БМП-2 разработана
Конструкторским бюро ОАО "Курганмашзавод" на базе БМП-1 и является ее
дальнейшим развитием. Необходимость ее создания была обусловлена
недостаточной огневыми возможностями БМП-1 по поражению залегшей и
укрытой живой силы противника, легких бронированных машин типа
американского БТР М113 и оборонительных сооружений, а также по
отражению атак его низколетящих самолетов и вертолетов. Орудие 2А28 не
обеспечивало эффективной борьбы с танками и другими бронированными
машинами из-за недостаточной точности и малой дальности стрельбы, а
также невысокого могущества боеприпасов.
Впервые машина была представлена широкой общественности на военном
параде в 1982 г. Принята на вооружение в 1982 г. Серийное производство
завершено.
Армия США, имевшая во время второй мировой наибольшее количество БТР,
после войны продолжала рассматривать их как "боевые такси", позволяющие
полностью механизировать войска. Однако в свете возросших требований к
проходимости, а также возможного использования в ядерной войне основные
усилия сосредоточились на создании массовой гусеничной машины с
полностью закрытым корпусом. Один за другим были построены БТР М44 и
М39. С 1953 года в мотопехотные подразделения бронетанковых дивизий
стал поставляться БТР М75, а позже — М59. Фирма «Фуд Мэшинэри энд
Кемикл Корпорэйшн» (FMC) разработала более дешевый БТР — М113 с
корпусом из алюминиевого сплава. Его выпуск начался в 1961 году, и М113
стал основной бронемашиной армии США почти на четверть века, а также
используется в армиях 44 стран. Вопрос о придании БТР боевых свойств
неожиданно поставила Вьетнамская война. В печати США в тот период
широко освещался опыт 11 -го бронекавалерийского полка и других частей
по превращению М113 в «штурмовую машину» за счет установки
дополнительного вооружения. Турель 12,7-мм пулемета прикрывали
бронещитом, а по бортам размещали два 7,62-мм пулемета со щитами. На
БТР также монтировались башенки М100Е.
Швеция, соблюдая с 1914 года военный
нейтралитет, всегда стремилась обеспечить и поддержать его высоким
уровнем оснащения своей армии, иметь самое современное вооружение,
причем, по возможности, отечественного производства (в настоящее время
около 85% потребностей вооруженных сил удовлетворяется шведскими
производителями). Шведские военные специалисты внимательно оценивали
военный опыт других стран, в том числе в области бронетанкового
вооружения и техники. После Второй мировой войны, когда
пересматривались принципы совместного боевого применения мотопехоты и
танков, шведская армия одной из первых приняла на вооружение
бронетранспортеры нового поколения.
В 1963 году в части поступил БТР Pbv 301 боевой массой 11,7 т на
шасси устаревшего легкого танка m/41 (чешский TNH, производившийся в
Швеции по лицензии), вооруженный 20-мм автоматической пушкой “Бофорс”.
Однако основным в шведской армии стал сменивший его 13,5-т плавающий
БТР Pbv 302 (Pansarbandvagen 302) на специальном шасси фирмы “Хегглундс
унд Зонер”. Он имел вместимость 12 человек, полностью бронированный
стальной корпус, вооружался 20-мм пушкой “Испано-Сюиза” HS804 в
башенной установке, развивал скорость до 66 км/ч (на плаву - 8 км/ч).
Pbv 302 был принят на вооружение в 1964 году одновременно с основным
боевым танком Strv-103 и предназначался для совместных действий.
Защищенность корпуса БТР повышалась за счет переднего расположения
моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и двухскатного лобового листа.
Вместе с 20-мм пушкой и близкой к танку подвижностью это позволило ряду
специалистов отнести Pbv 302 к разряду “легких боевых машин пехоты”,
хотя его десант не мог вести огневой бой с машины. До 1972 года было
выпущено около 600 Pbv 302.
Боевая машина пехоты Marder (Германия)
В 1955 году, через десять лет после поражения нацистской Германии, ФРГ
была принята в члены НАТО и получила карт-бланш в развитии своих
вооруженных сил и военной промышленности. К этому времени немецкие
военные специалисты проделали большую работу по обобщению и оценке
опыта второй мировой войны. Так, Э.Мидельдорф в книге "Тактика в
русской кампании" (1956 г.) наметил следующий облик машины для
мотопехоты: "БТР должен быть не только бронированным транспортным
средством... Необходима боевая машина, не уступающая по проходимости
танку. Таковой может быть только гусеничная машина, обладающая высокой
скоростью - порядка 70 км/ч, хорошей приемистостью и большой
подвижностью... Необходимо, чтобы лобовая броня БТР защищала от огня
противотанковых орудий, а бортовая и кормовая - от огня противотанковых
ружей и осколков снарядов. Уменьшение веса... может быть достигнуто за
счет придания корпусу обтекаемой формы... Следует учитывать
необходимость ведения кругового наблюдения и возможность ведения огня
из-за бортов... БТР для мотопехоты должен иметь крупнокалиберный
пулемет, приспособленный для ведения огня по наземным и воздушным
целям. Помимо двух мест в кабине, необходимо иметь боевое отделение на
8 человек... в качестве бортового вооружения также и другие виды
тяжелого оружия... Само собой разумеется, что БТР должен быть оснащен
самыми современными радиосредствами, приборами ночного видения и
оборудованием для постановки дымовых завес". Автор подробно рассмотрел
и варианты действия мотопехоты на таких БТР с танками и самостоятельно.
Эта программа вполне совпадала со взглядами военного руководства ФРГ.
Бронетранспортер БТР-60П был разработан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова
на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и
кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса
находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки
находились лицом к борту машины. Компоновочная схема обеспечивала
необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее
водоходных качеств.
БТР-40 разрабатывался в Горьком в КБ под руководством В.А. Дедкова с
использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной
проходимости ГАЗ-63. БТР имел компоновочную схему с передним
расположением МТО и с кормовым размещением десанта. Силовую раму
заменял несущий корпус машины, к которому крепились все узлы и
агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Корпус имел две боковые
дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.
"Черный орел", чье название не сходило с уст любителей танкостроения с
1997 года. Машина, получившая заводское обозначение "Объект 640",
создана на совершенно новой базе, но в ней использованы некоторые
элементы ходовой части от Т-80. На показанном прототипе действительно
был использован удлиненный корпус Т-80. В дальнейшем корпус был очень
серьезно переработан. Корпус имеет усиленную бронезащиту в лобовой
части совершенно новой конструкции. Лоб корпуса и передняя часть крыши
имеют встроенную динамическую защиту. Механик-водитель сидит не под
люком, как на всех серийных советских танках, а за ним. Башня "Черного
орла" закрыта маскировочной сетью. Башня совершенно новой конструкции,
видимо сварная. Лобовая часть в секторе примерно в 120° защищена
встроенной динамической защитой. Кроме этого блоки защиты установлены в
передней части крыши.
Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году.
Ракетно-пушечные танки Т-90 — новая генерация российских танков,
включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие
компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С
создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии
применения танков в реальных условиях современного боя с учетом
многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных
странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в
самых жестких условиях.
Основной танк Т-80
СССР
Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа,
руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82
годах, корреспондент журнала "Шпигель" спросил: "Хотел бы бывший
водитель танка Глас иметь немецкий "Леопард 2", который так жаждут
получить в Саудовской Аравии?", министр ответил: ".... Не стремлюсь
иметь его любой ценой. Советский Т-80 - ответ Москвы на "Леопард 2". Он
не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как
солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире".
Т-80 - первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой
установкой - начал разрабатываться в ленинградском СКБ-2 Кировского
завода в 1968 году. Однако история отечественного газотурбинного
танкостроения началась значительно раньше. ГТД, одержавший в 1940-х
годах абсолютную победу над поршневыми моторами в боевой авиации. начал
привлекать внимание и создателей танков. Новый тип силовой установки
обещал весьма солидные преимущества перед дизелем или бензиновым
двигателем: при равном занимаемом объеме газовая турбина обладала
значительно большей мощностью, что позволяло резко повысить скоростные
и разгонные характеристики боевых машин, улучшить управление танком.
Надежно обеспечивался и быстрый пуск двигателя при низких температурах.
Впервые идея газотурбинной боевой машины зародилась в Главном
бронетанковом управлении МО СССР еще в 1948 году.