"Черный орел", чье название не сходило с уст любителей танкостроения с
1997 года. Машина, получившая заводское обозначение "Объект 640",
создана на совершенно новой базе, но в ней использованы некоторые
элементы ходовой части от Т-80. На показанном прототипе действительно
был использован удлиненный корпус Т-80. В дальнейшем корпус был очень
серьезно переработан. Корпус имеет усиленную бронезащиту в лобовой
части совершенно новой конструкции. Лоб корпуса и передняя часть крыши
имеют встроенную динамическую защиту. Механик-водитель сидит не под
люком, как на всех серийных советских танках, а за ним. Башня "Черного
орла" закрыта маскировочной сетью. Башня совершенно новой конструкции,
видимо сварная. Лобовая часть в секторе примерно в 120° защищена
встроенной динамической защитой. Кроме этого блоки защиты установлены в
передней части крыши.
Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году.
Ракетно-пушечные танки Т-90 — новая генерация российских танков,
включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие
компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С
создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии
применения танков в реальных условиях современного боя с учетом
многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных
странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в
самых жестких условиях.
Основной танк Т-80
СССР
Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа,
руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82
годах, корреспондент журнала "Шпигель" спросил: "Хотел бы бывший
водитель танка Глас иметь немецкий "Леопард 2", который так жаждут
получить в Саудовской Аравии?", министр ответил: ".... Не стремлюсь
иметь его любой ценой. Советский Т-80 - ответ Москвы на "Леопард 2". Он
не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как
солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире".
Т-80 - первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой
установкой - начал разрабатываться в ленинградском СКБ-2 Кировского
завода в 1968 году. Однако история отечественного газотурбинного
танкостроения началась значительно раньше. ГТД, одержавший в 1940-х
годах абсолютную победу над поршневыми моторами в боевой авиации. начал
привлекать внимание и создателей танков. Новый тип силовой установки
обещал весьма солидные преимущества перед дизелем или бензиновым
двигателем: при равном занимаемом объеме газовая турбина обладала
значительно большей мощностью, что позволяло резко повысить скоростные
и разгонные характеристики боевых машин, улучшить управление танком.
Надежно обеспечивался и быстрый пуск двигателя при низких температурах.
Впервые идея газотурбинной боевой машины зародилась в Главном
бронетанковом управлении МО СССР еще в 1948 году.
Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации
Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и
механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству
двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве
четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на
Т-64. В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец
такого танка
В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове
конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А.
Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через
десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились
созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания
легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали
революционное влияние на всё мировое танкостроение 40-х и 50-х годов.
Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения - танк
Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых
"Основными боевыми танками". Основной боевой танк Т-64 выпускался
серийно с 1964 по 1987 год. За этот период было создано около трёх
десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское
бюро тяжёлого машиностроения (ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский
завод тяжёлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева продолжают работу
по совершенствованию конструкции танка Т-64.
Разработка танка, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась в
1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико - технических
требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для
сухопутных войск Франции было продолжено государственным
научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород
Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный
выпуск АМХ-30 начат в 1966 году. В начале 80-х годов принято решение
модернизировать танк АМХ-30 и с 1982 года улучшений образец, получивший
наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. После прекращения в
1986 году производства АМХ-30В2 для возможной поставки на экспорт были
разработаны опытные образцы танков АМХ-32 и АМХ-40. Однако, ввиду
отсутствия интереса у французской армии и импортеров к этим машинам, их
производство не начиналось.
Военно - политическое руководство Италии, которая является активной
участницей НАТО, уделяет значительное внимание наращиванию мощи своих
вооруженных сил, прежде всего сухопутных войск. Это достигается как
совершенствованием организационно-штатной структуры, так и путем
оснащения их современными образцами оружия и военной техники. В 1987
году с целью повышения мобильности соединений и частей и эффективности
управления ими была начата реорганизация сухопутных войск. Численный и
боевой состав сухопутных войск не изменился. Сейчас они включают три
штаба армейских корпусов, 24 отдельные бригады, отдельные полки
(артиллерии и армейской авиации), а также отдельные батальоны и
дивизионы. Среди вооружений сухопутных войск важное место занимает
бронетанковая техника. Но если раньше они оснащались в основном
американскими образцами, большая часть которых была выпущена по
лицензиям, то в настоящее время военная промышленность Италии имеет
возможность разрабатывать и производить собственную разнообразную
бронетанковую технику, включая танки.
Основной боевой танк Швеции модели STRV-103, известный под
обозначением «S», представляет значительный интерес, поскольку на нем
впервые в мировом танкостроении применены принципиально новые
конструктивные решения, основным
из которых является: использование в качестве силовой установки двух
разнотипных двигателей — газотурбинного и дизельного, отсутствие башни,
неподвижная относительно корпуса танка установка пушки и наводка ее на
цель при помощи поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной
плоскостях, двойное бронирование корпуса танка — основное для экипажа и
жизненно важных систем и вспомогательное для второстепенных агрегатов.
Экипаж танка 3 человека.
Создавая собственную военную промышленность, Южная Корея
опиралась на помощь американских партнеров. Так, в 1979 г. был заключен
контракт с фирмой “Крайслер” на разработку специально для Кореи
основного боевого танка. Макет машины был продемонстрирован
уже в 1981 г. В 1982 г. контракт перешел к фирме “Дженерал Дайнэмикс”.
В конструкции использовались разнообразные элементы уже созданных
американских и германских машин, что значительно ускорило разработку.
Трехэтапная программа испытаний предсерийных образцов осуществлялась
одновременно с подготовкой к промышленному производству. В 1985 году начат серийный выпуск этого танка на предприятиях южнокорейской фирмы Hyndai.
Часть узлов и деталей танка производится по лицензиям иностранных фирм.
В 1983 г. “Дженерал Дайнэмикс” построила два опытных образца танка ХК-1
ROKIT (Republik of Korea Indigenous Tank), прошедшие в конце 1983 г. —
начале 1984 г. успешные испытания на Абердинском полигоне в США и в
самой Южной Корее.
Заменить танки «Чифтен» был призван перспективный
англо-западногерманский танк MBT-80/Kpz-80, работы по которому велись с
1972 года. Программа была аннулирована в 1977 году из-за разногласий
между танкостроителями и военными обеих государств. Вопрос о британском
основном боевом танке 80-х годов остался открытым. В 1978—1979 гг.
велась разработка национального танка МВТ-80 с использованием задела,
наработанного в рамках англо-германской программы. Окончательно же
проблема разрешилась самым неожиданным образом в 1979 году. когда отказ
нового правительства Ирана от заказа танков «Шир-2» добавил англичанам
головной боли. В проект FV 4030/3 было вкачено большое количество
денег, потрачено время, построено семь опытных танков.