Большой противолодочный корабль проекта 1134Б
Большие противолодочные корабли, предназначенные для действий и решения боевых задач в океанской зоне
История создания
Необходимость создания кораблей пр.1134Б, предшественниками которых
были корабли пр.61, 1134 и 1134А, была обусловлена сложной
международной военно-политической обстановкой в первой половине 1960
гг. и противостоянием между НАТО и странами-участницами Варшавского
договора. К середине 1960 гг. против СССР было развернуто четыре
эскадры атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) при
постоянном патрулировании в море более 20 американских подводных
ракетоносцев. Проблема противолодочной обороны (ПЛО) приобрела для ВМФ
СССР стратегическое значение, а для ее решения требовались новые боевые
корабли. Состоявшие на вооружении корабли пр.61 в дуэльной ситуации
уступали ПЛАРБ противника в дуэльной ситуации, которые могли применять
торпедное оружие на дальности до 18 км, что в 2-3 раза превышало
возможности средств кораблей пр.61, не имевших на вооружении
противолодочных ракетоторпед и вертолетов, и не способных решать задачи
борьбы с атомными подводными лодками.
В связи с этим 10.08.1964 г. правительство СССР приняло решение о
строительстве 32 больших противолодочных кораблей (БПК) с усиленным
вооружением пр.1134Б ("Беркут", разработаны Северным ПКБ), которые
являлись дальнейшим развитием БПК пр.61. Первоначально их строительство
велась Ленинградским судостроительным заводом им.А.А. Жданова (ныне
"Северная верфь"). Однако из-за отставания по срокам разработки новых
ракетных противолодочных комплексов и средств обнаружения, первые
четыре корабля пр.1134 ("Адмирал Зозуля", "Вице-адмирал Дрозд",
"Владивосток" и "Севастополь").) были построены в ударном варианте,
оснащены уже принятыми на вооружение системами, в 1977 г. были отнесены
к классу ракетных крейсеров и вошли в состав Северного и Тихоокеанского
флотов.
В
1965 г. была завершена разработка новых систем вооружения и в январе
1965 г. с пятого корпуса ССЗ им.А.А. Жданова начал строительство
кораблей пр.1134А ("Беркут-А") с новыми противолодочными и
зенитно-ракетными комплексами, радиолокационными и гидроакустическими
средствами обнаружения (РЛС "Восход", ГАС "Титан-2"). Головной БПК
пр.1134А "Кронштадт" был сдан флоту 29.12.1969 г., последний "Адмирал
Юмашев" – 25.09.1977 г. Всего на этом заводе было построено и передано
флоту 10 БПК пр.1134А (7 для СФ и 3 для ТОФ).
В связи с большими объемами для строительства этих кораблей, кроме
Ленинградского судостроительного завода (ССЗ) им.А.А. Жданова (ныне
"Северная верфь"), был привлечен ССЗ им.61 Коммунара в Николаеве, на
котором к тому времени завершалось строительство БПК пр.61 и
освобождались мощности. Положительный опыт и потенциальные возможности
производителя газотурбинных установок на кораблях пр.61 (Южно-турбинный
завод в Николаеве или НПО "Заря"), а также перегруженность Кировского
завода в Ленинграде, производящего паровые турбины для надводных
кораблей, стали причиной корректировки пр.1134 под газотурбинную
установку.
Проектирование
и строительство корабля пр.1134Б ("Беркут-Б") с усиленным
противолодочным и зенитным вооружением осуществлялось по плану военного
судостроения (Постановление ЦК КПСС и Совмина № 855-3310 от 25.10.1965
г.). Технический проект 1134Б разработан Северным ПКБ (совместное
решение МСП и ВМФ №С-13/80С от 11.6.1966 г. на основе проекта 1134А).
Главный конструктор проекта В.Ф. Аникиев, по завершении его разработки
- А.К. Перьков, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга
О.Т.Сафронов, затем М.А. Янчевский, с феврале 1971 г. – инженер-капитан
2 ранга А.Ф.Никольский. При сохранении прежнего, принятого для пр.1134А
состава средств ПЛО и гидроакустики, новый корабль оснащался
дополнительно двумя ЗРК самообороны "Оса-М", а 57-мм артустановка
АК-725 заменялась 76-мм АК-726. Энергетическая установка суммарной
мощностью 92000 л.с. выполнялась в виде двух многомашинных
газотурбинных агрегатов с маршевыми двигателями для обеспечения
повышенной экономичности при малых загрузках. Использование более
легкой и компактной газотурбинной установки позволило увеличить главные
размерения корабля.
В результате получился новый корабль. Доля средств вооружения и
защиты в стандартном водоизмещении корабля пр.1134Б увеличилась до
19,4% против 17,8% у пр.1134А, а переход на конвейерную систему
хранения и подачи ракетного боезапаса позволил увеличить объемы
погребов примерно на 40%.
Назначение
Большой противолодочный корабль пр.1134Б класса "Беркут-Б"
предназначен, в первую очередь, для противолодочной и противовоздушной
обороны корабельных соединений при выполнении задач по поиску и
уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах
океана. Кроме того, он может использоваться для действий в составе
тактических групп оперативных эскадр ВМФ с целью придания им боевой
устойчивости; обеспечения своих подводных лодок при их развертывании в
океане и возвращении в места базирования; охранения судов и кораблей на
переходе морем от атак подводных лодок, авиации и надводных сил
противника.
Архитектура
В отличие от прототипа (пр.1134А) БПК пр.1134Б имеет более
пропорциональный корпус с увеличенным на 38% объемом надпалубных
надстроек, на 12 м длиной, на 0,6 м шириной и обладал хорошими
мореходными качествами. Полностью сварной корпус из безникилевой стали
разделен на 18 водонепроницаемых отсеков, имеет 3 палубы и 3 платформы.
По архитектуре это длиннопалубный, с развитыми надстройками корабль.
Носовая часть корпуса, по аналогии с прототипом, имеет вынесенные
вперед якорные клюзы и бульбовый обтекатель ГАС "Титан-2" с диаметром
акустической антенны 2 м. Якорное устройство представляет собой 2 якоря
Холла массой по 4000 кг и якорно-швартовный шпиль ШЭ29. В районе
якорных клюзов установлены датчики контактной станции обнаружения
подводных лодок в подводном положении по контрасту кильватерного следа
радиационным (МИ-110К) и инфракрасным (ИК-станция МИ-110Р) способом.
Установки РБУ-6000 расположены в носовой части параллельно друг
другу и разделены между собой вертикальным экраном (для обеспечения
возможности стрельбы установок независимо друг от друга и взаимной
защиты от факелов стартующих реактивных бомб). Под крыльями мостика,
слева и справа от более широкой и просторной ходовой рубки, размещены 2
счетверенные пусковые установки противолодочного комплекса УРПК-3. На
крыше ходовой рубки расположены антенные посты РЛС "Дон" и две "Волга",
носовой станции управления "Гром" и др. оборудование. Две спаренных
76-мм артиллерийских установки АК-726 МР-105 размещены побортно в
средней части корабля на палубе надстройки у основания башенноподобной
грот-мачты. Ближе к корме установлены 2 батареи шестиствольных 30-мм
автоматов АК-630М (по одной на борт) со своими РЛС управления стрельбой
МР-123.
В
кормовой части корабля находится ангар оригинальной полуутопленной
конструкции с двустворчатыми воротами и крышей, стартовым командным
постом вертолета и вертолетной взлетно-посадочной площадкой. По бортам
от ангара размещены по одной пусковой установке РБУ-1000, а под ВПП
вертолета – буксируемая ГАС "Вега" с подъемно-опускным устройством. Там
же размещен и буксируемый акустический охранитель корабля с устройством
для спуска и подъема. Для снижения акустического поля корабля
фундаменты под главной энергетической установкой (ГЭУ) выполнены в виде
отсоединенных от корпуса амортизированных платформ. В интересах
снижения уровня физических полей, помех гидроакустическим станциям и
воздушного шума на БПК впервые в отечественном кораблестроении
осуществили все известные апробированные и эффективные конструктивные
мероприятия.
Главная энергетическая установка
Корабль оснащен двухвальной двухэшелонной газотурбиной главной
энергетической установкой (ГЭУ) суммарной мощностью 92000 л.с. с
необходимым дополнительным и обеспечивающим оборудованием. Каждый из
эшелонов включает 2 основных реверсивных газотурбинных двигателя (ГТД)
по 20000 л.с, работающих на один односкоростной редуктор, и один
маршевый реверсивный двигатель мощностью 6000 л.с. с двухскоростным
редуктором. Управление и контроль за работой ГЭУ осуществляется из
центрального поста с помощью системы дистанционного автоматизированного
управления. Маршевые машины установлены на подвесных платформах, резко
уменьшивших гидроакустическое поле корабля и снизивших уровень помех
для собственных средств обнаружения.
Мощность электроэнергетической установки корабля составляет 5600
кВт, напряжение 380 В, частота 50 Гц. Она включает 4
газотурбогенератора мощностью по 1250 кВт и один мощностью 600 кВт для
питания гидроакустической станции. Запас топлива составляет 2153 т в 36
топливных цистернах, расходный запас воды - 2065 т, масла - 22 т,
питьевой воды - 15 т, керосина для вертолета - 21000 л. Кроме того
имеется 3 цистерны пресной воды на 22,6, 47,5 и 75,4 т.
ГЭУ корабля отличает высокая экономичность, что при равном запасе
топлива увеличило дальность плавания БПК пр.1134Б на 1600 миль (около
30%) в сравнении с БПК пр.1134А. Корабль оснащен двумя бронзовыми
четырехлопастными малошумными гребными винтами, одним полубалансирным
рулем и активными (2 пары выдвижных рулей УК-134-5) и пассивными
(скуловые кили) успокоителями качки.
Вооружение
Ракетное вооружение корабля включает 2 универсальных ЗРК "Шторм" (80
ракет В-611), 2 ЗРК самообороны "Оса-М" (40 ракет 9М33) и
противолодочный ракетный комплекс УРПК-3 ("Метель", 2х4 ПУ
контейнерного типа с 8 ракетоторпедами 85Р). На кораблях пр.1134Б
применяется конвейерная система хранения и подачи зенитных ракет.
Противолодочное вооружение БПК, кроме УРПК-3 ("Метель"), включает 2
пятитрубных торпедных аппарата (10 торпед в аппаратах без запасных
торпед), 2 реактивных 12-ствольных установки РБУ-6000 (боекомплект 144
РГБ-60), 2 реактивных 6-ствольных установки РБУ-1000 (боекомплект 60
РГБ-10), систему управления стрельбой "Буря-1134" и систему проведения
групповых атак подводных лодок "Дозор-1".
Артиллерийское вооружение корабля представлено двумя комплексами из
2 спаренных 76-мм автоматических установок АК-726, системами
дистанционного управления Д67-1, двумя системами управления огнем
МР-105 и системой стабилизации "Надир-1134А/Б". Боезапас - 4800
выстрелов. Установки размещены побортно. Для борьбы с низколетящими
самолетами и крылатыми ракетами установлены 4 шестиствольные 30-мм
установки АК-630 (А-213) с двумя системами управления стрельбой
"Колонка-213/2Б" (боекомплект 8000 патронов).
На корабле размещен вертолет Ка-25ПЛ в поисково-ударном или
поисковом варианте, сбрасываемые средства поиска и поражения подводных
лодок. Боезапас вертолета включает 4 торпеды АТ-1, или 20
противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, или 32 ПЛАБ-50, или 240 ПЛАБ-МК,
или 2 изделия РЮ-2 (спецбоезапас). Дополнительно на борт могли
приниматься: 1 торпеда АТ-1, или 1 РЮ-2, или 4 ПЛАБ-250-120, или
8ПЛАБ-50, или 120 ПЛАБ-МК, или 10 ОМАБ-25ВН, или 10ОМАБ25-12Д; 54
гидроакустических радиобуя РГБ-М1; 15 буев-ответчиков "Поплавок".
Вертолет Ка-25ПЛ оснащен ГАС ВГС-2 "Ока". Полеты Ка-25ПЛ с корабля
возможны при бортовой и килевой качке до 8 и 3 град. соответственно,
при боковом ветре до 8 (5) м/с. Боевые средства БПК могут
использоваться при волнении моря до 5 баллов и скорости полного хода в
32 узла.
Другое оборудование
Радиотехническое оборудование включает:
гидролокационные станции МГ-332 ("Титан-2"), МГ-325 ("Вега"), ГАС связи
и опознавания МГ-26, лучеграфа МГ-33, трехкоординатную
поме-хозащищенную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи
целеуказания МР-600 ("Восход"), трехкоординатную РЛС обнаружения
воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания МР-310А ("Ангара"),
навигационные РЛС "Волга", "Волга" с блоком "Пальма" и "Дон". Кроме
того, БПК имел комплекс средств радиоразведки (РЛС поиска и
пеленгования МРП-11-16М "Залив" и МРП-11-14М), 4 РЛС опознавания
"Никель-КМ" и 2 "Нихром-КМ". Для ведения активной радиоэлектронной
борьбы использовались станции ответных помех МРП-150 ("Гурзуф") и
МРП-152 ("Гурзуф-Б"), комплекс "Терция" с устройствами постановки
пассивных помех (боезапас 200 снарядов ТСП-41 с ручным заряжанием).
Штурманское и навигационное оборудование включает
двухгирокомпасную систему "Курс-5", магнитный компас УКП-МЗ, лаг с
двумя центральными приборами МГЛ-50М, автопрокладчик АП-4-1134А/Б,
эхолот НЭХ-5, радиопеленгатор АРП-50Р, корабельный индикатор сигналов
КИ-55, корабельный приемо-индикатор импульсный КПИ-14, корабельный
приемо-индикатор фазовый КПФ-2, корабельный измеритель ветра.
Кроме того, БПК оборудован другими системами и устройствами для
обеспечения информационного обмена, связи и управления, пожарной
безопасности, обеспечения боевой службы и безопасного кораблевождения.
Для защиты от самонаводящихся торпед имеется акустический охранитель
корабля БОКА-ДУ.
Состояние
На ССЗ в Николаеве были построены и переданы флоту 7 БПК пр.1134Б –
"Николаев" (головной), "Очаков", "Керчь", "Азов", "Петропавловск",
"Ташкент" и "Таллин". Три из них ("Ташкент", "Петропавловск", "Таллин")
проходили службу в составе Тихоокеанского, а остальные – Черноморского
флотов. Кроме того, в составе ТОФ несли службу корабли пр.1134А (три) и
пр.1134 (два). Американские эксперты считали корабли типа "Николаев"
наиболее удачными и эффективными кораблями противолодочной обороны
советской постройки 1970-х гг. С выходом на боевую службу кораблей
пр.1134Б повысилось число обнаружений иностранных подводных лодок.
БПК "Николаев" в 1985-1989 гг. прошел средний ремонт и
модернизацию. Комплекс выстреливаемых помех и ложных целей ПК-2 был
модернизирован до уровня ПК-2М и установлен комплекс ПК-10 со станцией
"Спектр-Ф". Противолодочный комплекс УРПК-3 приспособили к стрельбе
универсальными по целям ракетами "Раструб". На тыльной кромке дымовой
трубы установили пеленгаторную рамку, что не было сделано на других
кораблях пр.1134Б.
БПК "Азов" (четвертый в серии) изначально был построен по пр.1134БФ
в связи с оснащением его взамен кормового ЗРК "Шторм" опытным образцом
перспективного ЗРК С-ЗООФ с подпалубными пусковыми установками Большую
часть своей службы корабль провел на полигонах Черного моря.
БПК "Керчь"
заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве,
25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, 21.07.1972 г. спущен на
воду, 25.12.1974 г. вступил в строй и 23.01.1975 г. включен в состав
Черноморского флота.
В ходе очередного ремонта в августе 1987 г. вместо штатной РЛС
МР-600 был установлен опытный образец новой РЛС обнаружения воздушных
целей "Подберезовик" с плоской волноводной решеткой. На корабле еще при
постройке впервые установили опытный образец системы обнаружения и
пеленгования РЭБ "Кольцо" с характерными антенными постами на площадках
грот-мачты. Решение об установке системы "Кольцо" на построенных позже
кораблях реализовано не было. В 1987 г. на БПК "Керчь" между носовой ПУ
Б-192 и ходовой рубкой была установлена небольшая рубка с аппаратурой
комплекса космической связи "Цунами". Все последующие БПК оснащались
этим комплексом уже штатно.
Корабль неоднократно участвовал в различных океанских и морских
учениях, боевых службах в Средиземном море. С 10.08 по 14.08.1984 г. и
с 11.08 по 15.08.1989 г. с визитом посетил Варну (Болгария),
28.06-02.07.1989 г. - Стамбул (Турция). С 27.04.1994 г. по 12.06.1997
г. был флагманом Черноморского флота. В ноябре 1998 г. под флагом
заместителя командующего флотом по вооружению и эксплуатации вооружения
контр-адмирала А. Ковшаря совершил официальный визит в Канны (Франция)
и в Мессину (Италия).
Основной разработчик |
Северное ПКБ |
Основной производитель |
ССЗ им.61 Коммунара, г. Николаев |
Водоизмещение, т: |
8565 |
Скорость полного хода, уз. |
до 33 |
Дальность плавания максимальная, мили |
5200 (на скорости 20 узлов) |
Автономность, сут. |
до 30 |
Вооружение: |
|
ракетное |
2х4 ПУ ПЛРК "Метель", ЗРК "Шторм", ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм АК-726, 4х6 30-мм АК-630, 2х5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000 |
артиллерийско-стрелковое |
. |
радиотехническое |
вертолет КА-25ПЛ |
Энергетическая установка |
двухвальная двухэшелонная ГЭУ, 92000 л.с. |
Главные размерения, м |
173,4х18,5х7,8 |
Источники электроэнергии |
. |
Мощность, кВт |
. |
|