«Пантера», многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 с ракетно-торпедным вооружением
Многоцелевая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением
История создания
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971
(класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по
постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего
тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ
уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз
меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2
поколения. Это предполагалось обеспечить за счет реализации имевшихся
ранее разработок ОКБ «Малахит» и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. В
последующем было установлено, что по уровню скрытности АПЛ пр.971
впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошла
лучшую американскую многоцелевую АПЛ 3 поколения «Лос-Анджелес».
Технический проект новой АПЛ был утвержден в сентябре 1977 г. В
последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением
требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершен в
1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с
повышенными характеристиками и систему управления вооружением,
обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».
АПЛ пр.971 стала первой лодкой, серийно выпускаемой
судостроительным заводом в г. Комсомольск-на-Амуре, что говорило о
возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной
атомоход пр.971 (К-284) был заложен в 1980 г. и вступил в строй ВМФ 30
декабря 1984 г.
Назначение
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена
для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и
надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения
противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на
коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д.
Являются дальнейшим развитием наиболее многочисленных многоцелевых подводных лодок пр.671 ВМФ СССР.
Особенности и архитектура
АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических
средств, а управление кораблем и его вооружением сосредоточено в едином
центре - главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила
сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж
американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ
проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.
АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с
высоким кормовым оперением, на котором размещен обтекатель для
буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с
пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие
и разделен на 7 отсеков. Запас плавучести составляет 25%. В отличие от
пр.671 увеличено расстояние между легким и прочным корпусом. Все
основное оборудование, главный командный пункт (ГКП), боевые посты и
рубки размещены в амортизированных отдельных блоках, представляющих
собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Развитая
система двухкаскадной амортизации значительно снижает структурный шум,
что обеспечивается установкой всех механизмов на амортизированных
фундаментах и изоляцией каждого блока от корпуса АПЛ резинокордными
пневматическими амортизаторами (второй каскад виброизоляции). Это
существенно снизило уровень шумности корабля, обезопасило экипаж и
оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных
взрывах.
Кроме того, блочная компоновка позволила осуществлять монтаж
оборудования в цеху, а по его завершению устанавливать блок
непосредственно в корпусе лодки с подсоединением его к магистральным
кабелям и трубопроводам корабельных систем.
в качестве двигательной установки используется одновальная
однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б.
Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а
молошумные при посике цели гребным электродвигателем.
Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая успешно прошла проверку на лодках пр.705.
Скрытность
Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определен еще в ходе
испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической
скрытности. На К-284 он составляет 12-15 дБ (в 4-4,5 раза ниже шумности
самой «тихой» предшествующей отечественной лодки - 671РТМ). В процессе
серийного строительства этот показатель непрерывно совершенствовался,
что позволило укрепить достигнутое положение и окончательно
ликвидировать превосходство США.
Вооружение
АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по
числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному
боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных
отечественных и зарубежных подводных лодок.
Носовой торпедно-ракетный комплекс включает
четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным
боекомплектом до 40 единиц: торпеды - 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12
650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»;
крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные
ракеты «Бирюза».
Гидроакустический комплекс (ГАК)
МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой
протяженности, буксируемая протяженная антенна в контейнере на
вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации
отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации.
Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки
2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров
движения цели.
Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую
мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных
кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой
фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.
На корабле установлен навигационный комплекс «Симфония-У», а
также комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с системой космической связи
«Цунами».
Интересные факты
По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому
приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название
«Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта.
Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для
всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана
«Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора
проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие
модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить
поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.
В 1996 г. в строй вступила крейсерская АПЛ (КАПЛ) «Вепрь»,
имевшая новые конструкцию прочного корпуса и внутреннее оборудование,
сниженную шумность. По данным военно-морской разведки США, ее прочный
корпус имеет вставку длиной 4 м. Это позволило, в частности, оснастить
лодку «активными» системами снижения вибрации энергетической установки
и практически полностью устранить ее воздействие на корпус корабля. По
оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности
модернизированная лодка пр.971 приближается к уровню американской
многоцелевой АПЛ 4 поколения SSN-21 «Сивульф». Примерно равны они и по
скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению, что
позволяет усовершенствованную АПЛ пр.971 рассматривать как подводную
лодку, близкую к 4 поколению.
В декабре 1995 - феврале 1996 гг. АПЛ «Волк» в ходе боевой
службы в Средиземном море осуществляла дальнее противолодочное
обеспечение ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом
было выполнено длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, в
т. ч. за американской АПЛ типа «Лос-Анджелес». Высокая скрытность и
боевая устойчивость АПЛ пр.971 позволяют им успешно преодолевать
противолодочные рубежи со стационарными системами дальнего
гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных
сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить
ракетные и торпедные удары, бороться с подводными лодками и надводными
кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты
крылатыми ракетами.
Каждая лодка пр.971 способна создать угрожать и сковать
значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных
гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут
быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности
не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс»
гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам
начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские
корабли не в состоянии сопровождать эти лодки на скоростях менее 6-9
узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам
шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.
Появление в составе российского флота новых атомоходов стало
причиной обсуждения этого вопроса в американском конгрессе (1991 г.).
Американские законодатели обсуждали ряд предложений, направленных
исправление сложившегося положения в пользу США. В частности,
предполагалось потребовать от нашей страны придать гласности свои
долгосрочные программы в области подводного кораблестроения, установить
для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав
многоцелевых АПЛ, оказать помощь России в переоборудовании верфей,
строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции. К компании по борьбе с
российским подводным кораблестроением подключилась и международная
неправительственная экологическая организация «Гринпис», активно
выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми
установками. С целью «исключения ядерных катастроф», «Гринпис»
рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление
финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными
лодками к середине 90 гг. замедлились, что сняло для США остроту
проблемы, хотя усилия «экологов», направленные против российского
флота, продолжаются.
В серии АПЛ пр.971 с 1984 по 2002 гг. было построено 14 лодок.
В конце 2002 г. в составе ВМФ России находилось 9 АПЛ этого проекта
(К-152 «Нерпа», К-154 «Тигр», К-157 «Вепрь», К-295, К-328 «Леопард»,
К-331 «Нарвал», К-419 «Морж», К-461 «Волк», К-335 «Гепард»). Остальные
АПЛ пр.971 состояли в резерве и на консервации, несколько – в стадии
строительства.
Основной разработчик |
Конструкторское бюро "Малахит" |
Водоизмещение, т: |
надводное 8140, подводное 12770 |
Главные размерения, м |
110,3х13,5х9,6 |
Скорость хода максимальная, узлы |
|
в подводном положении |
33 |
в надводном положении |
11,8 |
Дальность плавания максимальная, мили |
. |
экономическим ходом со скоростью 3 уз. |
. |
в режиме РДП со скоростью 7 уз. |
. |
Глубина погружения, м: |
. |
Потребляемая мощность, кВт |
. |
Напряжение бортовой сети, В |
. |
перископная |
. |
Автономность, сут. |
100 |
Вооружение: |
4х533-мм ТА, 4х650-мм ТА, до |
|