"Точка-У" (9К79, SS-21 "Scarab"), тактический ракетный комплекс
Решает задачи поражения малоразмерных объектов противника в его тактической глубине.
Назначение
Ракетный
комплекс "Точка-У" предназначен для поражения точечных малоразмерных
целей (наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов
управления, стоянок самолетов и вертолетов, резервов, хранилищ
боеприпасов, топлива и др.) в глубине обороны противника.
Организационно
комплекс может входить в состав мотострелковой (танковой) дивизии, а
также отдельных бригад (по 2-3 дивизиона). Каждый ракетный дивизион
имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки.
Состав комплекса и назначение основных элементов
В
состав комплекса 9К79-1 "Точка-У" входят: твердотопливная ракета 9М71-1
с кассетной и осколочно-фугасной боевыми частями, самоходная пусковая
установка (9П129-1), транспортно-заряжающая машина (9Т218-1),
транспортная машина (9Т238), автоматизированная
контрольно-испытательная машина (9В819-1), машина технического
обслуживания (9В844), комплект арсенального оборудования (9Ф370-1),
контейнеры для ракет и боевых частей.
Ракета 9М79 (9М79-1)
- одноступенчатая, управляемая с Х-образным расположением рулей и
крыльев. Не отделяемая головная часть (ГЧ) может быть в ядерном
(АА-60), фугасном (9Н123Ф), кассетном (9Н123К, пятьдесят
суббоеприпасов) и в другом снаряжении. Стыкуется головная часть с
корпусом ракеты 6-ю откидными болтами по кольцевому соединению, а
электрическая связь осуществляется кабелем. Крылья ракеты в
транспортном положении складываются навстречу друг другу попарно.
Ракета
9М79 на всей траектории полета управляется автономной, инерциальной, с
бортовым цифровым вычислительным комплексом системой управления, что
обеспечивает высокую точность попадания. Для повышения эффективности
поражения цели ракета совершает манёвр (доворот по тангажу) и
пикирование на нее под углом, близким к 90 градусам. С этой же целью
ось заряда фугасной ГЧ 9Н123Ф направлена вниз относительно оси корпуса
головной части на определенный угол, а для достижения максимальной
площади поражения осуществляется воздушный подрыв на высоте 20 метров.
Расчеты полётного задания ракеты производятся с использованием цифровых
карт местности, полученных при космической или аэрофотосъемке
территории противника.
Аппаратура
системы управления (командно-гироскопический прибор (КГП, 9Б64),
дискретно-аналоговое вычислительное устройство (ДАВУ, 9Б65), блок
бортовой автоматики (9Б66) и блок управления (9Б150) размещаются в
приборном отсеке. Оптическая связь КГП на борту ракеты с наземной
аппаратурой пусковой установки или автоматизированной
контрольно-испытательной машины обеспечивается светопроводом.
Твердотопливный
однорежимный двигатель в корпусе из высоколегированной стали с
номинальной тягой 9788 кгс обеспечивает скорость полета ракеты 300-500
м/c. На корпусе снаружи установлены крылья, верхние и нижние бугели
(для транспортировки и перегрузки ракеты), а также датчик схода для
подачи сигнал в момент схода ракеты с направляющей. Зажигание заряда
9Х151 (перхлорат аммония, каучук с добавлением алюминиевого порошка)
производится воспламенителем, который срабатывает от двух пиропатронов
предохранительного типа 15Х226.
В
хвостовом отсеке размещены 4 рулевые машины (две нижних и две верхних)
с исполнительными органами управления (4 аэродинамических и 4
газодинамических руля). На начальном участке траектории полета ракета
управляется газодинамическими, а впоследствии - аэродинамическими
решетчатыми рулями. В хвостовом отсеке размещается также питающая
гидравлическая установка (9Б67) с гидроприводом (9Б616) для обеспечения
работы рулевых машин и турбогенераторный источник питания (9Б149) в
составе газотурбинного блока (9Б152), блока сопротивлений (9Б151) и
блок регуляторов (9Б242).
При оснащении ракеты осколочно-фугасной боевой частью (БЧ) массой 482 кг (масса ВВ 162,5 кг) и высоте подрыва 20 м она обеспечивает поражение целей на площади 2-3 га. При этом может быть образовано до 6000, 4000 и 4500 осколочных элементов массой около 21, 10 и 5,5 г соответственно. Кассетная БЧ массой 482 кг с 50 боевыми элементами (масса ВВ 1,45 кг в каждом) при подрыве на высоте 2000 м обеспечивает поражение точечных целей на площади 3,5-7 гектар
При общей длине 6400 мм стартовая масса ракеты 9М79-1 составляет 2000 кг, масса снаряженной ракетной части – 1518 кг, масса заряда двигательной установки с бронепокрытием – 926 кг. Старт ракеты наклонный. Ракеты транспортируются в контейнерах 9Я234, боевые части - в контейнерах 9Я236.
Пусковая установка 9П129-1
предназначена для транспортировки и пуска одной ракеты. Аппаратура ПУ
обеспечивает решение задач по привязке точки старта, расчету полетного
задания и прицеливанию ракеты. Топогеодезической и инженерной
подготовки стартовых позиций и метеообеспечения пусков ракет не
требуется. Пуск по цели может быть проведен через 16-20 минут после
марша и прибытия на позицию.
Высокая
живучесть достигается наличием возможности покидания позиции через 1,5
минуты после старта, а также поднятием ракеты за 15 секунд до пуска.
При прицеливании, несении боевого дежурства и выполнении большинства
операций предпускового цикла ракета находится в горизонтальном
положении. В походном положении направляющая с ракетой установлена
горизонтально, а грузовое отделение закрыто сверху двумя створками. В
боевом положении створки раскрываются и направляющая устанавливается
под углом возвышения 78 градусов. Сектор стрельбы составляет + 15 град. от продольной оси ПУ.
Масса ПУ составляет 17800 кг, с ракетой и расчетом 3 человека - 18145 кг. При техническом ресурсе 15000 км она может эксплуатироваться в течение 10 лет, в том числе 3 года в полевых условиях. Грузоподъемность ПУ достигает 7200 кг, скорость движения по суше (на плаву) 70 (8) км/ч, запас хода – 650 км.
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1
(ТЗМ) является основным средством беспечения стартовых батарей
боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке
могут храниться и транспортироваться две полностью готовые к пуску
ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование
машины (гидропривод, стреловой кран и др.), позволяет в течение около
19 минут зарядить пусковую установку на любой неподготовленной в
инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить
рядом бортами ПУ и транспортно-заряжающую машину.
Ракеты
в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на
транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две
ракеты или четыре головные части.
ПУ
и ТЗМ смонтированы на колесных шасси Брянского автозавода 5921 и 5922
соответственно. На них установлен шестицилиндровый дизельный двигатель
5Д20Б-300. При клиренсе 400 мм
все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым давлением воздуха.
Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар
- управляемые. Движение по воде осуществляется при помощи водометных
движителей пропеллерного типа. На воде шасси управляется заслонками
водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны
передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.
Транспортная машина 9Т238
входит в состав комплекса, внешне похожа на ТМ 9Т222 и идентична с ней
по возможности транспортировки ракет. Обе оснащены ведущими мостами.
Принципиальная разница между ними в способе передачи крутящего момента
от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача
гидравлическая, а в другом - механическая
Комплекс
"Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения
объектов незаконных вооруженных формирований в Чечне. В ходе
международной выставки IDEX-93 комплекс «Точка-У» произвел пять пусков
в которых минимальное отклонение ракет от цели составило несколько
метров, а максимальное менее 50 м.
Год принятия на вооружение |
1989 |
Основной разработчик |
КБМ, Коломна |
Дальность стрельбы минимальная, км |
15-20 |
Дальность стрельбы максимальная, км |
120 |
Высота траектории максимальная, км |
26 |
Полетное время на максимальную дальность, с |
136 |
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин |
2 |
Время подготовки к пуску с марша, мин |
16 |
Старт |
наклонный, 78 град. |
|