3М-25 "Метеорит", стратегическая универсальная крылатая ракета
Предназначена для поражения целей на дальности 3000-5000 км и более.
История создания
Ракета
создавалась по Постановлению СМ СССР от 9.12.1976 г. о разработке
стратегической крылатой ракеты 3М-25 "Метеорит" (П-750) в ЦКБМ. Это был
возврат к идее ее создания после того, как от в конце 50-х гг. СССР и
США отказались от разработки таких ракет в пользу МБР. Причина отказа
заключалась в предположении невозможности преодоления КР, летящих на
большой высоте, ПВО противника.
Предполагалось
создать КР в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с
атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и
Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Ракета
рассматривалась как принципиально новый класс стратегических ударного
вооружения, позволявшего наносить удары по объектам противника без
входа в зону его противодействия.
Разработчик – НПО Машиностроения, главный конструктор – В.Н. Челомей.
Предполагалось, что сверхзвуковая (М=2,5-3,0), с дальностью действия более 5000 км,
КР морского базирования позволит наносить удары по территории США без
захода лодки-носителя в зону ее активной противолодочной обороны.
В эскизном проекте (разработан в 1977 г.)
в качестве носителя рассматривалась модернизированная подводная лодка
пр.949 (пр.949М). Однако совместные исследования ЛПМБ "Рубин" и ЦКБМ
показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах
ракетного комплекса "Гранит" требуется радикальное изменение
конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго
комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на
5-7 м. Не увенчалось успехом и создание унифицированной аппаратуры для обоих комплексов.
В 1979 г.
ЛПБМ "Рубин" разработало технический проект переоборудования АПЛ К-420
(зав. №432) пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М).
Проект предусматривал побортное размещение 12 пусковых контейнеров с
ракетами 3М-25 в междубортном пространстве лодки под углом 45 град.
Вместо вырезанных ракетных отсеков был установлен новый средний блок,
увеличена длина лодки примерно на 20 м и до 15 м ее ширина.
В
новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска
"Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и
предстартового обслуживания (АУ КСППО) "Коршун-44", пневмогидросистемы
КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
В
центральном посту были установлены новые системы управления комплексом
ракетного оружия "Андромеда", навигационный комплекс "Тобол-АТ",
комплекс средств радиосвязи "Молния-ЛМ1" и гидроакустический комплекс
"Рубикон". Для удержания лодки в стартовом коридоре при залповой
стрельбе установили систему управления "Бор".
15.10.1982
г. полностью сформированная ПЛ была спущена на воду, а с 1.11.1982 г.
по 4.08.1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания, с
16.08 по 1.11.1983 г. - государственные (без комплекса ракетного
оружия).
Совместные
(государственные) испытания комплекса "Метеорит-М" проводились с
наземного (полигон Капустин ЯР) и плавстенда ПСК на Черном море. Всего
по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг.
было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. В декабре 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания в Баренцевом море с ПЛ, которые продолжались по 1986 г. (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.).
Длительная
отработка комплекса была обусловлена необходимостью решения ряда
сложных задач, главной из которых было большое количество принципиально
новых технических решений ("мокрый" подводный старт КР под
стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с
коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный
комплекс защиты и др.).
Сложность и громоздкость комплекса, необходимость постройки специальных носителей стали причиной того, что в 1989 г. все работы над вариантом "Метеорит-М" были свернуты. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г.
оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в
декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Авиационный
вариант комплекса испытывался на серийном модернизированном Ту-95МС
№04, переоборудованного в самолет-носитель двух КР "Метеорит-А". Ракеты
размещались на специальных пилонах под крылом. При этом в бомбоотсеке
можно было разместить шесть противорадиолокационных ракет Х-15П. Первые
два пуска (11.01.1984 г. и 24.05.1984 г.) были неудачными и в конце 1984 г. работы по авиационному варианту прекратились.
Наземный
стратегический комплекс "Метеорит-Н" ("Гром", по классификации НАТО
SSC-X-5, GLSM) остался в разработке, а стелс-технологии для него
получили дальнейшее развитие. Первый пуск состоялся 16.12.1981 г., но
на вооружение не принимался и не развертывался в связи с реализацией
договора по РСМД.
Описание и конструктивные особенности ракеты
Ракета предназначалась для поражения целей на дальностях 3000-5000 км.
Конструктивно
ракета "Метеорит" была выполнена по схеме "утка". Маршевая ступень со
складывающимся стреловидным крылом и вертикальным оперением была
оснащена маршевым турбореактивным двигателем разработки КБ Уфимского
моторостроительного объединения. Воздухозаборник двигателя размещался
под фюзеляжем.
Стартовая
ступень морского и наземного вариантов ракеты "Метеорит" имела два
жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми
поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Она
была создана на базе первой ступени межконтинентальной баллистической
ракеты 15А20.
Воздушный вариант ракеты "Метеорит-А", с дальностью стрельбы до 5000 км и высотой полета на маршевом участке 22-24 км со скоростью около 3000 км/ч., ускорителями не оснащался. Длина ракеты "Мeтеорит-А" составляла 12,8 м, стартовый вес 6,3 т. Вес специальной боевой части около 1 т.
Стартовый вес наземного и морского варианта составил 12,65 т, вес второй ступени – 6,38 т. Длина фюзеляжа ракеты достигала 12,8 м, внешний диаметр 0,9 м, размах крыла - 5,1 м.
Универсальная
стратегическая КР "Метеорит" оснащалась инерциальной системой
управления с радиолокационной коррекцией по рельефу местности. При
создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений,
обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч.
Ракета
имела комплекс преодоления противоракетной обороны, в том числе и
специальную аппаратуру, создававшую за ней длинный шлейф
ионизированного воздуха, который препятствовал точному наведению
зенитных ракет.
Основные характеристики
Комплекс |
"Метеорит-А" |
"Метеорит-М" |
"Метеорит-Н" |
Ракета |
3М-25А |
3М-25Н* |
3М-25Н* |
По классификации НАТО |
AS-X-19 |
SS-N-24 "Scorpion" |
SSC-X-5, GLSM |
Первый пуск |
11.01.1984 г. |
25.12.1983 г. |
20.05.1980 г. |
Геометрические размеры, м: |
|
|
|
длина |
12,8* |
12,8* |
12,8* |
размах крыла |
5,1* |
5,1* |
5,1* |
диаметр |
0,9* |
0,9* |
0,9* |
Скорость полета,км/ч |
3000-3500 |
3000-3500 |
3000-3500 |
Продолжительность полета, мин |
около 60 |
около 60 |
около 60 |
Маршевая высота полета, м |
22000-24000 |
22000-24000 |
22000-24000 |
Год принятия на вооружение |
1983 |
Основной разработчик |
ЦКБ МТ |
Дальность стрельбы минимальная, км |
4500 |
Дальность стрельбы максимальная, км |
5000 |
Высота траектории максимальная, км |
22-24 |
Полетное время на максимальную дальность, с |
60 |
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин |
. |
Время подготовки к пуску с марша, мин |
|
Старт |
. |
|