"Типчак", комплекс воздушной разведки с БЛА
Комплекс воздушной разведки с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом
История создания
Комплекс разработан ОАО "Конструкторское бюро "Луч" (г. Рыбинск). Работы над его созданием были начаты в конце 80 гг. В конце 2006 г. – начале 2007 г.
успешно прошел первый этап государственных испытаний комплекса. В ходе
второго этапа испытания предусматривалось опытная эксплуатация
комплекса в полевых условиях.
Изначально
комплекс разрабатывался для двух вариантов исполнения. В настоящее
время реализован вариант запуска дистанционно-пилотируемого
беспилотного летательного аппарата (БЛА) с помощью пневматической
катапульт. В перспективе возможно создание и других вариантов комплекса.
Завод-изготовитель будет определен по результатам конкурса, объявленного министерством обороны.
Назначение и основные характеристики
Комплекс
воздушной разведки "Типчак" с БЛА-05 (прежнее название 9М62)
предназначен для обнаружения с воздуха различных объектов, их
опознавания, определения и передачи координат их местоположения в
масштабе реального времени потребителям в любое время суток на
дальности до 40 км от наземного пункта управления.
Комплекс
обеспечивает высокую точность следования БЛА по маршруту и возможность
установки на нем различной полезной нагрузки, использования аппарата
автономно (по программе) и в режиме непосредственного радиоуправления.
Разведка наземных объектов может осуществляться одновременно двумя летательными аппаратами.
Основные характеристики комплекса "Типчак"
Максимальный радиус разведки, км |
40 |
Продолжительность полета, ч |
не менее 2 |
Высота полета над уровнем моря, м |
200-3000 |
Скорость полета, м/с |
25-55 |
Стартовая масса БЛА, кг |
до 50 |
Среднеквадратическое ошибка определения координат, м |
не менее 50 |
Время выдачи информации от момента окончания разведки объекта, с |
не более 30 |
Масса полезной нагрузки, кг |
до 14,5 |
Время развертывания комплекса, мин |
не более 20 |
Старт |
с использованием катапульты |
Посадка |
с использованием парашюта |
Диапазон рабочих температур, град. С |
-40 - +50 |
В
качестве полезной нагрузки может использоваться совмещенная строчная
разведывательная аппаратура ИК и видимого диапазонов высокого
разрешения. При необходимости она может быть заменена аппаратурой
радиотехнической или химической разведки, ретрансляции и другого
назначения.
Состав
В состав комплекса "Типчак" входит 4 машины и до 6 БЛА-05.
БЛА-05 "Типчак" предназначен
для транспортирования разведывательной и приемопередающей аппаратуры в
интересах получения и передачи на наземный пункт управления видовой
информации в режиме реального времени как при автономном (по
программе), так и радиокомандном полете по заданному маршруту. Высокая
технологичность обеспечивает быструю сборку БЛА, хранящегося в
разобранном виде, и его подготовку (не более 15 мин.) к полету
непосредственно перед его применением.
В
качестве двигательной установки в дистанционно-пилотируемом
многоразовом летательном аппарате используется поршневой двигатель.
Антенная машина
служит для передачи команд управления одновременно на два БЛА,
определения их координат радиолокационным методом, приема
телеметрической, навигационной и видовой информации. В ней размещается
оборудование для управления двумя БЛА и 12 метровое антенно-мачтовое
устройство, обеспечивающее надежное управление и обмен информацией с
низколетящими БЛА.
Прямой
канал работает в дециметровом, обратный – в сантиметровом диапазонах
волн. Приемо-передающее устройство вращается вкруговую по азимуту в
угломестном секторе от -10 до + 45 градусов по вертикали. Для
определения места положения машины и топографической привязки к
местности используется система спутниковой навигации
"ГЛОНАСС"/"NAVSTAR".
Электропитание осуществляется от трехфазной сети переменного тока 380/22 В (50 Гц) или от встроенных дизель-генераторов.
Операторская машина
предназначена для управления комплексом и обеспечивает регистрацию,
обработку и отображение телеметрической и видовой информации, ее
коррекцию, привязку к цифровой карте местности, определение объектов
разведки и их координат, а также взаимодействие с органами управления и
потребителями разведывательной информации.
В
составе машины имеется три автоматизированных рабочих места (АРМ),
которые обеспечивают общее управление комплексом, прием задания и
выдачу результатов его выполнения (АРМ командира), а также обнаружение
и распознавание разведываемых объектов, определение их координат,
автоматизированную привязку получаемых изображений к цифровой карте
местности и подготовку разведывательных донесений (АРМ обзорного и
детального дешифрирования).
Выдача
формализованного донесения после окончания разведки не превышает 30 с.
Связь между АРМ осуществляется по интерфейсам типа Ethernet-100 и
Ethernet-10
Транспортно-пусковая машина
(ТПМ) предназначена для хранения и транспортирования 6 контейнеров с
БЛА, их подготовки и пуска с использованием пневматической катапульты.
При подготовке БЛА к пуску машина занимает позицию. Одновременно со
сборкой летательного аппарата производится подготовка и пневматической
системы, с помощью которой, после установки БЛА на катапульту,
осуществляется его запуск.
Машина
представляет собой колесное шасси на базе автомобиля КамАЗ с
размещенными на нем платформой с катапультным устройством, пультом
управления, шестью контейнерами для БЛА, дизельным электроагрегатом и
аппаратурой контроля работоспособности.
Катапульта ТПМ обеспечивает взлет БЛА массой до 70 кг
с ускорением до 12 единиц в момент отрыва. Время развертывания и
свертывания машины не превышает 20 мин., потребляемая мощность - 14
кВт. Запас ГСМ для двигателя БЛА обеспечивает не менее 30 пусков. При
массе ТПМ в 15,4 т она способна передвигаться по шоссейным (грунтовым)
дорогам со скоростью до 60 (30) км/ч. Габаритные размеры ТПМ по длине,
ширине и высоте не превышают 8655, 2600 и 3300 мм соответственно, а катапульты – 6840 мм по длине и 1030 мм
по высоте. Пуск БЛА обеспечивается в диапазоне 8-12 град. По отношению
к горизонту в вертикальной плоскости. Конструктивное исполнение
катапульты обеспечивает защиту обслуживающего персонала от
самопроизвольного и несанкционированного запуска БЛА.
Машина технического обеспечения
служит для проведения регламентных работ с БЛА, поиска и подбора
приземлившихся летательных аппаратов, их мелкого ремонта при
необходимости, контроля работоспособности БЛА и доставки к ТПМ для
повторного использования, а также транспортирования запаса расходуемых
материалов и ЗИП.
Особенности и перспективы развития комплекса
Существующая
конфигурация комплекса обеспечивает удобство в эксплуатации и
удовлетворяет требованиям заказчика. При необходимости, с учетом
массогабаритных показателей аппаратуры, комплекс может быть размещен на
одной машине с прицепом и поставляться в сокращенной комплектации. В
этом случае снижается общая стоимость комплекса, повышается его
мобильность, но значительно ухудшаются условия работы операторов.
Дальность
действия комплекса определяется дальностью радиолинии и может быть
увеличена при установке новой с повышенными возможностями.
Для расширения модельного ряда БЛА, возможностей и области применения комплекса в 2005 г.
были начаты работы по созданию еще двух летательных аппаратов – БЛА-07
(малогабаритный тактического назначения) и БЛА-08 (малоскоростной с
длительным временем полета). На выставке "Интерполитех-2006" были
продемонстрированы их модели, а на выставке "UVS-TECH 2007" сообщалось
о ходе испытаний модели аппарата БЛА-07 в аэродинамической трубе.
Сравнительные характеристики БЛА комплекса "Типчак"
Характеристики |
БЛА-05 "Типчак" |
БЛА-07 |
БЛА-08 |
Длина аппарата, мм |
1685 |
1650 |
2700 |
Размах крыла, мм |
2680 |
2400 |
4100 |
Максимальный радиус разведки, км |
70 |
30-50 |
- |
Высоты полета, м |
200-3000 |
200-3000 |
до 4000 |
Скорости полета, км/час |
90-190 |
120-190(125-180) |
65-125 |
Стартовая масса, кг |
до 60 |
до 35 |
50 |
Продолжительность полета, час |
не менее 2 |
не менее 3 (1) |
4,5 |
Ошибка определения координат, м |
не более 50 |
не более 50 |
- |
Старт |
катапульта |
катапульта |
катапульта |
Способ посадки |
парашют |
парашют |
парашют |
Открытая
архитектура комплекса позволяет устанавливать на нем различную
аппаратуру и использовать его для решения задач в мирных целях.
Гражданский вариант комплекса имеет существенно упрощенный состав и
меньшее количество транспортных единиц. В принципе он не требует
двухканальной системы управления, может обойтись без технологической
машины, а катапульта быть легкой разборной и установлена на отдельной
машине.
По
сообщениям СМИ, в настоящее время предлагается для
топливно-энергетического комплекса страны использовать два варианта
комплекса. Первый предназначен для мониторинга заданного района в любое
время суток с целью поиска, обнаружения, распознавания и определения
координат техногенных катастроф, пожаров, аварий и т.д. на удалении до 70 км
от наземного пункта управления, второй является комплексом
многоуровневого автоматизированного мониторинга объектов ТЭК с
элементами космического, авиационного и наземного базирования.
Наименование |
"Типчак" |
Масса, кг |
до 50 |
Масса полезной нагрузки, кг |
до 14,5 |
Скорость полета, км/ч |
90-190 |
Высота полета, м |
200-3000 |
Дальность полета, км |
40 |
Время полета, час |
не менее 2 |
Количество применений |
. |
Габаритные размеры (длина х высота х размах крыла), м |
1,685 х . х 2,680 |
Двигатель |
. |
|