ВР-3 «Рейс», комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143
Комплекс с беспилотным летательным аппаратом для ведения тактической воздушной разведки
История создания
Комплекс тактической воздушной разведки с беспилотным летательным
аппаратом (БПЛА) Ту-143 многоразового использования был создан по
заказу ВВС СССР в соответствии с Постановлением СМ СССР №670-241 от
30.08.1968 г. Основной разработчик комплекса - ОКБ А.Н.Туполева,
главный конструктор Г.М.Гофбауэр (с начала 90 гг. Л.Т.Куликов). При
проектировании ВР-3 был использован накопленный ОКБ и смежных
организациями опыт, полученный в ходе предыдущих работ. Согласно
Постановления, комплекс должен быть предъявлен на испытания в 1970 г.
(с оборудованием фоторазведки) и в 1972 г. (вариант с телевизионным
оборудованием).
Среди важнейших требований к комплексу были автономность,
мобильность, многократность использования, способность выполнять полеты
в диапазоне 50-5000 м, в т.ч. и над горными районами. Особое внимание
было уделено вопросу обеспечению минимальных значений ЭПР для БПЛА и
пилотажно-навигационному комплексу, который должен был обеспечивать
достаточно точный выход самолета-разведчика в район разведки и на
площадку посадки размером 500-500 м после выполнения задания. Малое
время на подготовку и старт самолета-разведчика потребовал создания
двигателя с высокой степенью надежности.
В
начале декабря 1970 г. состоялся первый полёт БПЛА, который зачастую
называют беспилотный самолет разведчик (БСР), а в 1972 г. начались
совместные государственные испытания, успешно запершиеся в 1976 г. В
1973 году была выпущена опытная партия из 10 самолётов и в том же году
началось серийное (по одним данным в Кумертау, по другим в Воронеже)
производство комплекса. В 1982 г. комплекс «Рейс» принят на вооружение
Советской Армии. До завершения серийного производства (в 1989 г., по
некоторым данным в Воронеже) было выпущено около 950 разведывательных
БПЛА Ту-143.
Назначение
Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143 предназначен для ведения
тактической воздушной разведки на глубину в 60-70 км от линии фронта с
использованием фото, телевизионной и радиационной бортовой аппаратуры.
Он обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей,
инженерно-технических и других сооружений, а также слежение за
состоянием радиационной обстановки по маршруту полета в условиях низкой
облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска
БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью
боевого применения, возможностью получения разведывательной информации
в масштабе времени, близком к реальному.
Обеспечивает ведение разведки на глубину до 80 км в полосе шириной
10 Н (Н-высота полета) при оснащении фотоаппаратурой и 2,2Н при
оснащении средствами телевизионной разведки. Ширина полосы радиационной
разведки достигает 2Н. Время подготовки к пуску в стартовом положении -
15 мин., к повторному пуску - 4 часа.
Состав и конструктивные особенности
Комплекс воздушной разведки ВР-3 «Рейс» включает разведывательный
БПЛА Ту-143 с бортовым оборудованием и комплекс средств наземного
оборудования, решающий задачи подготовки к пуску, пуска,
транспортировки и обслуживания БПЛА, приема, обработки, дешифрирования
и передачи разведывательной информации.
БПЛА Ту-143 представляет собой цельнометаллический
моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В
передней части фюзеляжа БПЛА установлен неподвижный дестабилизатор
треугольной формы для обеспечения необходимого запаса устойчивости на
маршевых режимах полета, а треугольное крыло со стреловидностью по
передней кромке 58 град. имеет небольшую обратную стреловидность по
задней кромке. Фюзеляж круглого сечения с переходом в овальное в зоне
установки маршевого турбореактивного двигателя (ТРД). Воздухозаборник
расположен над фюзеляжем, в хвостовой части которого (в зоне установки
вертикального оперения) размещен хвостовой парашютный контейнер.
Вертикальное оперение, со стреловидностью по передней кромке 40 град.,
оснащено килем с небольшим форкилем и рулем направления. Малые размеры
БПЛА Ту-143, расположение воздухозаборника сверху фюзеляжа и применение
соответствующих материалов способствовали снижению ЭПР.
Фюзеляж БПЛА Ту-143 конструктивно состоит их четырех отсеков - Ф-1,
Ф-2, Ф-3 и Ф-4. Отсеки предназначены: носовой Ф-1 из стеклопластика
съемный – для размещения разведывательного оборудования (может
храниться отдельно); отсек Ф-2 – для размещения бортовой аппаратуры
управления и системы электроснабжения; отсек Ф-3 - для размещения
топливного бака, воздухозаборника, маршевого двигателя типа ТРЗ-117 с
оборудованием; отсек Ф-4 – гондола двигателя, в верхней части
переходящая в парашютный контейнер и вертикальное оперение. Под
парашютным контейнером в специальном обтекателе находятся пирозамки
узлов отцепки тормозного парашюта и перецепки посадочного парашюта. Под
фюзеляжем размещен стартовый твердотопливный ускоритель типа СПРД-251.
Посадочное
устройство выполнено в виде трехопорного шасси пяточного типа,
выпускаемое при посадке. Передняя опора убирается в отсек Ф-2, две
основные - внутрь консолей крыла. Поступательная горизонтальная
скорость гасится тормозным парашютом, вертикальная – посадочным
парашютом и тормозным твердотопливным двигателем, срабатывающим при
касании крыльевых щупов тормозной системы. Пуск БСР возможен при
скорости ветра до 15 м/с.
Разведывательное оборудование БПЛА может быть представлено
панорамным аэрофотоаппаратом типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м,
телевизионной аппаратурой типа И-429Б «Чибис-Б» и аппаратурой
радиационной разведки «Сигма-Р» (информация последних может
передаваться на наземный пункт управления по радиоканалу).
Автоматическая бортовая система управления АБСу-143 служит для
управления аппаратом в ходе программного полета и при посадке, а также
работой разведывательной аппаратуры. Включает автопилот АП-143,
доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, вычислитель
В-143, радиовысотомер малых высот А-032, блок ввода высоты БВВ-1.
Стартовая позиция
предназначена для боевого применения БПЛА Ту-143 и включает самоходную
пусковую установку СПУ-143 и транспортно-заряжающую машину ТЗМ-143 (обе
на базе тягачей БАЗ-135МБ). СПУ-143 производит прицеливание и пуск
самолета-разведчика, а ТЗМ-143 - транспортировку, эвакуацию с места
посадки и подготовку для последующего применения.
Техническая позиция служит для оперативного и
периодического технического обслуживания БПЛА Ту-143. Для выполнения
этих работ она имеет контрольно-проверочные станции КИПС-1, КИПС-2 и
источник питания АПА-50М, входившие в контрольно-проверочный комплекс
КПК-143, набор мобильных средств заправки БПЛА энергоносителями
(топливо, воздух, масло и т.д.), автокран, пожарные и грузовые
автомобили. Поставка и хранение БПЛА Ту-143 осуществляется в
герметичных контейнерах.
Площадка посадки служит для приземления Ту-143 после
выполнения задачи и извлечения разведывательной информации. Площадка,
размерами не менее 700х700 м, должна иметь подъездные пути для ТЗМ -143
и лаборатории сбора материалов.
Пункт приема, обработки и дешифрирования
разведывательной информации ПОД-3 обеспечивает оперативное получение
разведывательной информации и передачу ее потребителям в войска по
каналам связи. В составе ПОД-3 имеется лаборатория обработки и
дешифрирования фотоматериалов, лаборатория приема и регистрации данных
телевизионной или радиационной разведки, лаборатория сбора материалов и
автономная электростанция ЭСД-30.
Особенности боевого применения
В первоначальном состоянии разведывательный БПЛА, носовой контейнер
с разведывательной аппаратурой, ДИСС-7 и В-143 законсервированы,
упакованы и находятся в транспортных контейнерах. Для приведения в
готовность к боевому применению на технической позиции производится
расконсервация комплекса, автономные и совместные проверки бортового
оборудования и систем. В дальнейшем Ту-143 полностью снаряжается и
готовится к применению. При этом устанавливаются пиропатроны в агрегаты
системы посадки, проводится заправка расходными материалами и
комплексная проверка. На ТЗМ-143 (СПУ-143) БПЛА перевозится с
отстыкованным (состыкованным) СПРД-251.
Выход СПУ на стартовую позицию осуществляется с использованием
аппаратуры «Квадрат». Предстартовая проверка проводится боевым расчетом
из кабины СПУ-143, после которой непосредственно перед стартом вводится
программа полета в бортовой блок ввода данных. При поступлении сигнала
готовности запускается маршевый двигатель и подается команда на
«Старт». После подрыва пиропатронов СПРД-251 самолет-разведчик под
углом 15 град. к горизонту стартует. АБСу-143 обеспечивает разгон БПЛА
с набором высоты согласно введенной программы, его стабилизацию
относительно центра масс, а также постоянное счисление пройденного пути
и управление по углу сноса.
Разведка
производится в ходе полета по маршруту путем аэрофотосъемки через
определенные промежутки времени. Телевизионная разведка ведется для
оперативного получения данных и уточнения информации о состоянии
объектов, дислокация которых была известна. Оба вида разведки ведутся в
условиях визуальной видимости. Интервалы фотографирования
устанавливаются автоматически в зависимости от высоты полета. Данные
телевизионной разведки по радиоканалу передаются на командный пункт.
Одновременно с видеосигналом на землю передаются метки дальности с
целью привязки изображения к местности. Прием телеизображения на земле
возможен в пределах прямой видимости.
Полет и посадка БСР происходят по заранее введенной в него
программе. На завершающем этапе полета, продолжительностью 12-13 минут,
он выходит в заданный район посадки, где происходит выключение
маршевого двигателя и перевод аппарата в набор высоты для гашения
скорости. В конце горки срабатывает тормозная, а затем основная
парашютные системы. БСР начинает спуск на основном парашюте в
вертикальном (носом вниз) положении, в запрограммированное время
срабатывают пиропатроны и происходит перевод аппарата в горизонтальное
положение. В этот момент двигатель мягкой посадки располагается на
подвесной системе между аппаратом и стропами основного парашюта,
выпускаются опоры шасси и телескопические щупы. При касании щупами
земли посадочный двигатель срабатывает. Ту-143 может быть использован
до 5 раз.
Комплекс
освоен войсками и оценивается как надежное, высокоэффективное средство
тактической разведки. Кроме ВВС, комплекс ВР-3 распространен в
сухопутных войсках и в других родах вооруженных сил. В ходе
практического использования «Рейс» подтвердил свои преимущества в
сравнении с пилотируемыми средствами тактической разведки, оснащенными
аналогичной аппаратурой. Строгая стабилизация БСР Ту-143 на участках
полета и разведки, соблюдение температурного режима в приборном отсеке
обеспечивали оптимальные условия работы разведывательной аппаратуры и
получение информации высокого качества. Устанавливаемая
аэрофотоаппаратура позволяла с высоты 500 м при скорости 950 км/ч
распознавать предметы на земле в габаритах от 20 см и выше.
Организационно комплекс ВР-3 «Рейс» состоял на вооружении эскадрильи
(12 разведывательных БПЛА Ту-143, 4 пусковых установки, средства
подготовки и обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков,
командный пункт, пункт обработки и дешифрирования развединформации,
транспортно-эксплуатационная часть для хранения самолетов-разведчиков).
Основные средства комплекса были мобильны и перебрасывались штатными
транспортными средствами эскадрильи.
Комплекс показал высокие результаты при использовании в горной
местности при стартах и посадках на площадках на высотах до 2000 м над
уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. При
действии в горных районах комплекс ВР-3 был практически неуязвимым для
средств ПВО.
Состояние
Комплексы "Рейс" с БРЛА Ту-143 эксплуатируются до настоящего
времени, поставлялись в Чехословакию (1984 г.), Румынию, Ирак и Сирию
(1982 г.), использовались в боевых действиях во время Ливанского
конфликта. В Чехословакии в 1984 г. были сформированы две эскадрильи,
одна из которых в настоящее время находиться в Чехии, другая - в
Словакии. Образцы БПЛА Ту-143 представлены на выставке авиационной
техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее авиации в Монино.
ВР-3М с БПЛА М-143 – выполнен в 1985 г. как вариант
беспилотной мишени, которая успешно прошла государственные испытания с
хорошими возможностями по имитации летательных аппаратов.
БПЛА Ту-143
– вариант для использования в агитационных целях, создан в конце 70-80
гг. В носовом отсеке вместо разведывательного оборудования размещались
11 пачек агитационных материалов массой 19 кг со средствами их сброса.
ВР-3Д «Рейс-Д» с БПЛА Ту-243 - отличается двигателем
РД3-117А, увеличенным запасом топлива, составом оборудования. Первый
полёт в июле 1987 года. Серийно выпускается с 1994 года. Принят на
вооружение в 1999 году.
ВР-3ВДМ «Рейс-ДМ» - модернизированный комплекс ВР-3Д.
Наименование |
Ту-143 |
Масса, кг |
1600 (с ускорителем) |
Масса полезной нагрузки, кг |
130 |
Скорость полета, км/ч |
850-950 |
Высота полета, м |
50-5000 |
Дальность полета, км |
до 180 |
Время полета, час |
до 0,21 |
Количество применений |
5 |
Габаритные размеры (длина х высота х размах крыла), м |
8х1,54х2,24 |
Двигатель |
ТРД ТРЗ-117, тяга 640 кгс |
|