Пятница, 03.05.2024, 14:28
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Разведывательные ЛА

ВР-3 «Рейс», комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143

ВР-3 «Рейс», комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143

Старт БПЛА Ту-143

Комплекс с беспилотным летательным аппаратом для ведения тактической воздушной разведки


Комплекс ВР-3 "Рейс". Фото www.rusarmy.com

История создания

Комплекс тактической воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) Ту-143 многоразового использования был создан по заказу ВВС СССР в соответствии с Постановлением СМ СССР №670-241 от 30.08.1968 г. Основной разработчик комплекса - ОКБ А.Н.Туполева, главный конструктор Г.М.Гофбауэр (с начала 90 гг. Л.Т.Куликов). При проектировании ВР-3 был использован накопленный ОКБ и смежных организациями опыт, полученный в ходе предыдущих работ. Согласно Постановления, комплекс должен быть предъявлен на испытания в 1970 г. (с оборудованием фоторазведки) и в 1972 г. (вариант с телевизионным оборудованием).

Среди важнейших требований к комплексу были автономность, мобильность, многократность использования, способность выполнять полеты в диапазоне 50-5000 м, в т.ч. и над горными районами. Особое внимание было уделено вопросу обеспечению минимальных значений ЭПР для БПЛА и пилотажно-навигационному комплексу, который должен был обеспечивать достаточно точный выход самолета-разведчика в район разведки и на площадку посадки размером 500-500 м после выполнения задания. Малое время на подготовку и старт самолета-разведчика потребовал создания двигателя с высокой степенью надежности.

В начале декабря 1970 г. состоялся первый полёт БПЛА, который зачастую называют беспилотный самолет разведчик (БСР), а в 1972 г. начались совместные государственные испытания, успешно запершиеся в 1976 г. В 1973 году была выпущена опытная партия из 10 самолётов и в том же году началось серийное (по одним данным в Кумертау, по другим в Воронеже) производство комплекса. В 1982 г. комплекс «Рейс» принят на вооружение Советской Армии. До завершения серийного производства (в 1989 г., по некоторым данным в Воронеже) было выпущено около 950 разведывательных БПЛА Ту-143.

БПЛА Ту-143. Фото www.czn.ru

Назначение

Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА Ту-143 предназначен для ведения тактической воздушной разведки на глубину в 60-70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной и радиационной бортовой аппаратуры. Он обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей, инженерно-технических и других сооружений, а также слежение за состоянием радиационной обстановки по маршруту полета в условиях низкой облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью боевого применения, возможностью получения разведывательной информации в масштабе времени, близком к реальному.

Обеспечивает ведение разведки на глубину до 80 км в полосе шириной 10 Н (Н-высота полета) при оснащении фотоаппаратурой и 2,2Н при оснащении средствами телевизионной разведки. Ширина полосы радиационной разведки достигает 2Н. Время подготовки к пуску в стартовом положении - 15 мин., к повторному пуску - 4 часа.

БПЛА Ту-143. Фото www.airwar.ru

 

Состав и конструктивные особенности

Комплекс воздушной разведки ВР-3 «Рейс» включает разведывательный БПЛА Ту-143 с бортовым оборудованием и комплекс средств наземного оборудования, решающий задачи подготовки к пуску, пуска, транспортировки и обслуживания БПЛА, приема, обработки, дешифрирования и передачи разведывательной информации.

БПЛА Ту-143 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа БПЛА установлен неподвижный дестабилизатор треугольной формы для обеспечения необходимого запаса устойчивости на маршевых режимах полета, а треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 58 град. имеет небольшую обратную стреловидность по задней кромке. Фюзеляж круглого сечения с переходом в овальное в зоне установки маршевого турбореактивного двигателя (ТРД). Воздухозаборник расположен над фюзеляжем, в хвостовой части которого (в зоне установки вертикального оперения) размещен хвостовой парашютный контейнер. Вертикальное оперение, со стреловидностью по передней кромке 40 град., оснащено килем с небольшим форкилем и рулем направления. Малые размеры БПЛА Ту-143, расположение воздухозаборника сверху фюзеляжа и применение соответствующих материалов способствовали снижению ЭПР.

Фюзеляж БПЛА Ту-143 конструктивно состоит их четырех отсеков - Ф-1, Ф-2, Ф-3 и Ф-4. Отсеки предназначены: носовой Ф-1 из стеклопластика съемный – для размещения разведывательного оборудования (может храниться отдельно); отсек Ф-2 – для размещения бортовой аппаратуры управления и системы электроснабжения; отсек Ф-3 - для размещения топливного бака, воздухозаборника, маршевого двигателя типа ТРЗ-117 с оборудованием; отсек Ф-4 – гондола двигателя, в верхней части переходящая в парашютный контейнер и вертикальное оперение. Под парашютным контейнером в специальном обтекателе находятся пирозамки узлов отцепки тормозного парашюта и перецепки посадочного парашюта. Под фюзеляжем размещен стартовый твердотопливный ускоритель типа СПРД-251.

Комплекс ВР-3 "Рейс" ВВС Украины. Фото www.cnw.mk.ua

Посадочное устройство выполнено в виде трехопорного шасси пяточного типа, выпускаемое при посадке. Передняя опора убирается в отсек Ф-2, две основные - внутрь консолей крыла. Поступательная горизонтальная скорость гасится тормозным парашютом, вертикальная – посадочным парашютом и тормозным твердотопливным двигателем, срабатывающим при касании крыльевых щупов тормозной системы. Пуск БСР возможен при скорости ветра до 15 м/с.

Разведывательное оборудование БПЛА может быть представлено панорамным аэрофотоаппаратом типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м, телевизионной аппаратурой типа И-429Б «Чибис-Б» и аппаратурой радиационной разведки «Сигма-Р» (информация последних может передаваться на наземный пункт управления по радиоканалу).

Автоматическая бортовая система управления АБСу-143 служит для управления аппаратом в ходе программного полета и при посадке, а также работой разведывательной аппаратуры. Включает автопилот АП-143, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, вычислитель В-143, радиовысотомер малых высот А-032, блок ввода высоты БВВ-1.

СПУ-143 на БАЗ-1351 для БПЛА Ту-143. Фото litnik.in.ua

Стартовая позиция предназначена для боевого применения БПЛА Ту-143 и включает самоходную пусковую установку СПУ-143 и транспортно-заряжающую машину ТЗМ-143 (обе на базе тягачей БАЗ-135МБ). СПУ-143 производит прицеливание и пуск самолета-разведчика, а ТЗМ-143 - транспортировку, эвакуацию с места посадки и подготовку для последующего применения.

Техническая позиция служит для оперативного и периодического технического обслуживания БПЛА Ту-143. Для выполнения этих работ она имеет контрольно-проверочные станции КИПС-1, КИПС-2 и источник питания АПА-50М, входившие в контрольно-проверочный комплекс КПК-143, набор мобильных средств заправки БПЛА энергоносителями (топливо, воздух, масло и т.д.), автокран, пожарные и грузовые автомобили. Поставка и хранение БПЛА Ту-143 осуществляется в герметичных контейнерах.

Площадка посадки служит для приземления Ту-143 после выполнения задачи и извлечения разведывательной информации. Площадка, размерами не менее 700х700 м, должна иметь подъездные пути для ТЗМ -143 и лаборатории сбора материалов.

Пункт приема, обработки и дешифрирования разведывательной информации ПОД-3 обеспечивает оперативное получение разведывательной информации и передачу ее потребителям в войска по каналам связи. В составе ПОД-3 имеется лаборатория обработки и дешифрирования фотоматериалов, лаборатория приема и регистрации данных телевизионной или радиационной разведки, лаборатория сбора материалов и автономная электростанция ЭСД-30.

СПУ-143 на БАЗ-1351 для БПЛА Ту-143. Фото litnik.in.ua

Особенности боевого применения

В первоначальном состоянии разведывательный БПЛА, носовой контейнер с разведывательной аппаратурой, ДИСС-7 и В-143 законсервированы, упакованы и находятся в транспортных контейнерах. Для приведения в готовность к боевому применению на технической позиции производится расконсервация комплекса, автономные и совместные проверки бортового оборудования и систем. В дальнейшем Ту-143 полностью снаряжается и готовится к применению. При этом устанавливаются пиропатроны в агрегаты системы посадки, проводится заправка расходными материалами и комплексная проверка. На ТЗМ-143 (СПУ-143) БПЛА перевозится с отстыкованным (состыкованным) СПРД-251.

Выход СПУ на стартовую позицию осуществляется с использованием аппаратуры «Квадрат». Предстартовая проверка проводится боевым расчетом из кабины СПУ-143, после которой непосредственно перед стартом вводится программа полета в бортовой блок ввода данных. При поступлении сигнала готовности запускается маршевый двигатель и подается команда на «Старт». После подрыва пиропатронов СПРД-251 самолет-разведчик под углом 15 град. к горизонту стартует. АБСу-143 обеспечивает разгон БПЛА с набором высоты согласно введенной программы, его стабилизацию относительно центра масс, а также постоянное счисление пройденного пути и управление по углу сноса.

БПЛА Ту-243 комплекса ВР-3Д "Рейс-Д". Фото А. Чирятников

Разведка производится в ходе полета по маршруту путем аэрофотосъемки через определенные промежутки времени. Телевизионная разведка ведется для оперативного получения данных и уточнения информации о состоянии объектов, дислокация которых была известна. Оба вида разведки ведутся в условиях визуальной видимости. Интервалы фотографирования устанавливаются автоматически в зависимости от высоты полета. Данные телевизионной разведки по радиоканалу передаются на командный пункт. Одновременно с видеосигналом на землю передаются метки дальности с целью привязки изображения к местности. Прием телеизображения на земле возможен в пределах прямой видимости.

Полет и посадка БСР происходят по заранее введенной в него программе. На завершающем этапе полета, продолжительностью 12-13 минут, он выходит в заданный район посадки, где происходит выключение маршевого двигателя и перевод аппарата в набор высоты для гашения скорости. В конце горки срабатывает тормозная, а затем основная парашютные системы. БСР начинает спуск на основном парашюте в вертикальном (носом вниз) положении, в запрограммированное время срабатывают пиропатроны и происходит перевод аппарата в горизонтальное положение. В этот момент двигатель мягкой посадки располагается на подвесной системе между аппаратом и стропами основного парашюта, выпускаются опоры шасси и телескопические щупы. При касании щупами земли посадочный двигатель срабатывает. Ту-143 может быть использован до 5 раз.

Комплекс ВР-3Д "Рейс-Д" с БПЛА Ту-243

Комплекс освоен войсками и оценивается как надежное, высокоэффективное средство тактической разведки. Кроме ВВС, комплекс ВР-3 распространен в сухопутных войсках и в других родах вооруженных сил. В ходе практического использования «Рейс» подтвердил свои преимущества в сравнении с пилотируемыми средствами тактической разведки, оснащенными аналогичной аппаратурой. Строгая стабилизация БСР Ту-143 на участках полета и разведки, соблюдение температурного режима в приборном отсеке обеспечивали оптимальные условия работы разведывательной аппаратуры и получение информации высокого качества. Устанавливаемая аэрофотоаппаратура позволяла с высоты 500 м при скорости 950 км/ч распознавать предметы на земле в габаритах от 20 см и выше.

Организационно комплекс ВР-3 «Рейс» состоял на вооружении эскадрильи (12 разведывательных БПЛА Ту-143, 4 пусковых установки, средства подготовки и обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков, командный пункт, пункт обработки и дешифрирования развединформации, транспортно-эксплуатационная часть для хранения самолетов-разведчиков). Основные средства комплекса были мобильны и перебрасывались штатными транспортными средствами эскадрильи.

Комплекс показал высокие результаты при использовании в горной местности при стартах и посадках на площадках на высотах до 2000 м над уровнем моря и при облетах горных массивов высотой до 5000 м. При действии в горных районах комплекс ВР-3 был практически неуязвимым для средств ПВО.

БСР комплекса "Рейс-Д"

Состояние

Комплексы "Рейс" с БРЛА Ту-143 эксплуатируются до настоящего времени, поставлялись в Чехословакию (1984 г.), Румынию, Ирак и Сирию (1982 г.), использовались в боевых действиях во время Ливанского конфликта. В Чехословакии в 1984 г. были сформированы две эскадрильи, одна из которых в настоящее время находиться в Чехии, другая - в Словакии. Образцы БПЛА Ту-143 представлены на выставке авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее авиации в Монино.

ВР-3М с БПЛА М-143 – выполнен в 1985 г. как вариант беспилотной мишени, которая успешно прошла государственные испытания с хорошими возможностями по имитации летательных аппаратов.

Пусковая установка комплекса "Рейс-Д" с БПЛА Ту-243

БПЛА Ту-143 – вариант для использования в агитационных целях, создан в конце 70-80 гг. В носовом отсеке вместо разведывательного оборудования размещались 11 пачек агитационных материалов массой 19 кг со средствами их сброса.

ВР-3Д «Рейс-Д» с БПЛА Ту-243 - отличается двигателем РД3-117А, увеличенным запасом топлива, составом оборудования. Первый полёт в июле 1987 года. Серийно выпускается с 1994 года. Принят на вооружение в 1999 году.

ВР-3ВДМ «Рейс-ДМ» - модернизированный комплекс ВР-3Д.



Наименование Ту-143
Масса, кг 1600 (с ускорителем)
Масса полезной нагрузки, кг 130
Скорость полета, км/ч 850-950
Высота полета, м 50-5000
Дальность полета, км до 180
Время полета, час до 0,21
Количество применений 5
Габаритные размеры (длина х высота х размах крыла), м 8х1,54х2,24
Двигатель ТРД ТРЗ-117, тяга 640 кгс
Категория: Разведывательные ЛА | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 4350 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Игорь  
0
Я служил,5 лет на этих машинах.Надежный аппарат.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500