Як-52, учебно-тренировочный самолет
Предназначен для первоначального обучения и тренировок пилотов.
История создания
Спортивно-тренировочный самолёт Як-52 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева
в 1974 году на базе пилотажного самолёта Як-50. Работы возглавил
В.П.Кондратьев. Так как самолёт создавался с максимальным
использованием узлов Як-50, проектирование заняло несколько месяцев.
При этом был учтён опыт эксплуатации нескольких тысяч самолётов Як-18.
Для упрощения взлёта и посадки применено шасси с носовой стойкой.
Топливная система спроектирована заново. Она позволяет совершать
длительный перевернутый полёт и выполнять фигуры высшего пилотажа с
отрицательными перегрузками. Обновлён состав оборудования, что
позволило выполнять полёты в сложных метеоусловиях. Так как самолёт
предназначался для первоначального обучения, к нему предъявлялись очень
жёсткие требования. Поэтому испытания продолжались около 2 лет.
Серийный выпуск самолёта по кооперации в рамках СЭВ был развёрнут в
Румынии на заводе "Аэростар" в 1979 году.
Назначение
Этот самолет предназначен для первоначального обучения летчиков в школах гражданской авиации, тренировки летного состава. Кроме обучения предусмотрена возможность использования Як-52 в качестве буксировщика планёров.
Конструктивные особенности и оборудование
Як-52 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж типа полумонокок. От Як-50 самолёт отличает двухместная кабина,
посадочные щитки и шасси с носовой стойкой. Крыло усилено и снабжено
посадочными щитками. Стойки шасси в полёте полностью не убираются, а
поджимаются к крылу и фюзеляжу, что гарантирует безопасное приземление,
если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. В качестве силовой
установки использован поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель
воздушного охлаждения М-14П с автоматическим воздушным винтом
изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается в 2 крыльевых
топливных баках по 65 л. В фюзеляже установлен 5-литровый расходный бак.
Управление самолётом спаренное. Кабина закрыта общим фонарём с двумя
сдвижными частями. В состав пилотажно-навигационного оборудования
входят: курсовая система ГМК-1А, радиокомпас АРК-15М, сигнализатор
предупреждения о приближении к сваливанию. На самолёте установлена
радиостанция "Ландыш-5" и переговорное устройство СПУ-9.
Пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование самолёта
позволяет производить обучение полётам в сложных метеоусловиях и
полётам по дальним маршрутам.
Модификации
Як-52 - базовый. Выпускался в 1979-1995 годах.
Як-52Б (Як-54)
- противопартизанский. Отличался усиленным крылом. Вооружение состояло
из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством
А.А.Яковлева.
Як-52М
- модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с трёхлопастным винтом
MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л
запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного
аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее
выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ №308. Впервые продемонстрирован на
МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года.
Як-52W
- экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза
запасом топлива, оборудованием для ночных полётов, гидравлическими
тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.
Як-53 - одноместный пилотажный самолёт. Разработан в 1981 году.
Максимальная взлётная масса, кг |
1315 |
Нормальная взлётная масса, кг |
1290 |
Масса пустого самолёта, кг |
1040 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
100 |
Длина пробега, м |
300 |
Длина разбега, м |
180 |
Крейсерская скорость, км/ч |
. |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
300 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
420 |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
510 |
Практический потолок, км |
. |
Длина самолёта, м |
7,68 |
Высота самолёта, м |
2,70 |
Размах крыла, м |
9,30 |
Площадь крыла, кв.м |
15,0 |
Энергетическая установка |
|