Як-130, учебно-боевой самолет
Предназначен
для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения
боевых задач при действии по наземным и воздушным целям.
История создания
Учебно-боевой
самолет (УБС) Як-130 создан для замены в ВВС стран СНГ около 1000
учебно-тренировочных самолетов L-29 "Дельфин" и L-39 "Альбатрос"
чешского производства, которые планируются к снятию с эксплуатации в
2010 году. Участвовал в конкурсе ВВС России на создание
учебно-тренировочного самолета и наряду с МиГ-АТ/УТС стал победителем
конкурса. Самолет создавался с учетом тенденций развития мирового рынка
учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых самолетов, способен
эффективно решать боевые задачи в локальных конфликтах и в ходе
контртеррористических операций.
УБС
Як-130 разработан ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева". В дальнейшем, для
получения финансовой поддержки, разработка продолжалась в рамках
международной программы Як/АЕМ-130 совместно с итальянской фирмой
Aermacchi SpA и словацкой фирмой Povazske Strojarne L.M., участвовавшей
в разработке двигателей.
Первый
полет самолет совершил 26 апреля 1996 года под управлением Андрея
Синицына со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В
течение 32 минут полета была достигнута скорость 350 км/ч на высоте
2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а
также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с
последующим разворотом на предпосадочную "коробочку". Последующие
испытания подтвердили заявленные летно-технические и взлетно-посадочные
характеристики, возможность управляемого полета на углах атаки до 42
градусов.
Всего
было произведено 300 испытательных полетов, в том числе выполнена
программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ. В 1997
году началась опытная эксплуатация 10 самолетов Як-130 в ВВС России.
Самолет
Як-130 участвовал в авиасалонах во Франции (Ле Бурже, 1997, 1999 гг.) и
в Московских авиакосмических салонах (МАКС), начиная с 1999 года.
Потенциальная стоимость программы Як-130 составляет 140-200 млн. долл.
Серийное
производство Як-130 в России осуществляет ОАО "НАЗ "Сокол" (г. Нижний
Новгород). Самолеты итальянского производства будут иметь обозначение
AEM-130.
Назначение
Учебно-боевой
самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ
навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и
воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений.
В ходе обучении летного
состава в центрах боевой подготовки Як-130 обеспечивает подготовку
летчиков на конкретный тип самолета и освоение ими в полном объеме
задач боевого применения. Может использоваться для тренировки летного
состава строевых частей с целью поддержания их навыков пилотирования и
боевого применения для экономии ресурса штатных боевых самолетов,
обеспечивая освоение систем бортового оборудования и вооружения,
отработку основ их боевого применения.
УБС
ЯК-130 обеспечивает отработку 80% программы подготовки летчиков и
является одним из основных элементов учебно-тренировочного комплекса
(УТК), в состав которого входят учебные компьютерные классы,
процедурные пилотажные и специализированные тренажеры (разработка
Пензенского КБ моделирования), интегральная система объективного
контроля, а также поршневой самолет типа Як-52М, Як-152. УТК с общим
информационно-математическим обеспечением, способствует скорейшему
освоению самолета, формированию творческого тактического мышления
курсанта, способности безошибочно ориентироваться в скоротечном
воздушном бою, а также в сложной навигационной и метеорологической
обстановке.
Основные отличия
УБС
Як-130 отличается совершенной аэродинамикой и большой
тяговооруженностью, что позволяют самолету выполнять полеты на всех
режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, и
эффективно решать боевые задачи. Наряду с высокой маневренностью,
самолет отличается хорошими характеристиками на малых скоростях полета,
больших углах атаки и управляемостью на углах атаки до 35 градусов;
высокими характеристиками установившегося и неустановившегося
разворота, скороподъемностью, взлета и посадки; большой боевой
нагрузкой и возможностью применения высокоточного оружия.
Высоконадежная
комплексная система управления с возможностью перепрограммирования
позволяет подготовить пилота для самолетов типа Су-30, МиГ-29, F-16 и
F-15, Rafale и Typhoon, F-22, F-35.
Простота
конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных
систем, большой ресурс и полная автономность самолета, а также высокая
эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью
жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают
возможность эффективно решать боевые задачи и проводить
высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки. Эти
характеристики, а также возможность эксплуатации с небольших грунтовых
взлетно-посадочных полос (ВПП) обеспечивают его быструю адаптацию к
требованиям ВВС различных стран.
Самолет оснащен бортовой кислорододобывающей установкой.
Конструктивные особенности
Планер учебно-боевого
самолета Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со
среднерасположенным стреловидным крылом, двухместной кабиной типа
"тандем" и двумя ТРДД. Гарантированно безопасный ресурс планера
составляет 10000 ч и может быть увеличен до 15000 ч, что примерно
соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы в 30
лет
Аэродинамическая
схема, параметры силовой установки и систем самолета, а также
высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный
стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять
маневры на больших углах атаки и обеспечивают овладение летчиками всем
потенциалом маневренных возможностей современных боевых самолетов.
Закрывающиеся
при движении на земле створки воздухозаборников двигателей,
трехстоечное шасси с грязезащитным щитком на носовом колесе и высокие
взлетно-посадочные характеристики обеспечивают возможность эксплуатации
самолета с небольших неподготовленных аэродромов с грунтовой или
бетонной взлетно-посадочной полосой длиной не более 1000 м. При этом
длина разбега составляет 380 м, а длина пробега - 670 м.
Кабина самолета
Як-130 выполнена с тандемным расположением сидений и единым фонарем, с
учетом тенденций развития приборного оборудования перспективных военных
самолетов 5-го поколения. Оснащена катапультными креслами К-36-3,5
класса "О-О" с катапультированием "через фонарь", которые обеспечивают
безопасное покидание самолета в аварийных ситуациях.
Силовая установка
состоит из двух турбореактивных двигателей РД-35 с тягой 2200 кгс
каждый, оснащенных электронно-цифровой системой регулирования и
увеличенной до 6000 часов наработкой. Представляют собой модификацию
двигателя ТРДД ДВ-2С (разработан Запорожским КБ "Прогресс" для УТС L-59,
передан Словакии для дальнейшего производства) и выпускается словацким
заводом "Поважске Строяне". Мощная силовая установка обеспечивает
хорошее позиционирование Як-130 среди других самолетов этого класса.
По
желанию заказчиков могут быть установлены двигатели производства фирмы
SNЕСМА или "Гаррет". Прорабатывается возможность установки двигателя
АИ-222, разрабатываемого Запорожским моторостроительным заводом
(Украина) с последующей постановкой его на серийное производство на
московском заводе "Салют".
Вспомогательная
силовая установка (ВСУ) ТА-14 с электрогенератором переменного тока
обеспечивает автономную эксплуатацию самолета на полевых аэродромах.
При необходимости ВСУ может быть запущена в полете при возникновении
аварийной ситуации.
Максимальная масса топлива во внутренних баках составляет 1750 кг, нормальная - 850 кг.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) представляет
собой новейший комплекс, основой которого является автоматизированная
система управления полетами и учебно-боевыми действиями с бортовой ЭВМ.
Включает
электродистанционную систему управления полетом с возможностью
перепрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для
имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя,
индикатор лобового стекла (ИЛС), систему отображения информации в
каждой кабине на индикаторах с жидкокристаллическими матрицами,
радионавигационную систему, радиовысотомер, приемник спутниковой
навигационной системы.
На
самолете установлена развитая система объективного контроля бортовых
систем и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой
положения их рук, глаз, внутри и внекабинного пространства. На
видеомагнитофон также постоянно записывается информация об индикации на
ИЛС. Приборные доски инструктора и курсанта оснащены тремя
многофункциональными цифровыми индикаторами (МФЦИ) размером 6х8 дюймов
без электромеханических приборов. Возможно использование нашлемной
системы визуализации и индикации.
Комплекс
БРЭО имеет открытую архитектуру с трехканальной системой
информационного обмена, выполненного по стандарту MIL-STD-1553B и
радиальными связями, выполненными по ARING-429.
Электродистанционная
система управления выполняет функции системы автоматического управления
и активной системы безопасности полета и позволяет, в учебных целях,
перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в
зависимости от типа имитируемого самолёта. Позволяет контролировать
состояние основных самолетных систем на земле и во время полета.
Бортовые средства имитации режимов боевого применения обеспечивают:
· имитацию
воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и
сопровождением воздушных целей, пуском ракет "воздух-воздух" с
тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и
постановкой помех противником, с применением средств бортового
комплекса обороны;
· взаимодействие с другими самолётами в группе и наземными (воздушными) пунктами управления;
· имитацию
атак наземных целей с пуском ракет "воздух-поверхность" с
радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками
самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек,
пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением
средств бортового комплекса обороны.
Вооружение Як-130 (АЕМ-130) в боевом варианте массой до 3000 кг может быть размещено на 9 узлах внешней подвески в вариантах:
· управляемые ракеты Х-25МЛ класса "воздух-поверхность" (AGM-65);
· управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 (AIM -9L/M);
· противокорабельные ракеты (Marte Mk-2A);
· 4 корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Л (Rockeye II);
· до 4 неуправляемых бомб калибра 500 кг, до 8 бомб калибра 250 кг (Mk.83 и Mk.82);
· блоки с неуправляемыми авиационными ракетами Б-8М и Б-13Л (AL-25-50, LAU-51);
· стрелково-пушечная установка УПК-23-250 (DEFA, Aden);
· контейнеры с разведывательной аппаратурой (VICON-601) или аппаратурой РЭБ (ELT-55)
Модификации
Конфигурация
самолета Як-130 позволяет создать на его базе учебно-боевой, легкий
ударный, учебный самолет палубного базирования, а также самолет для
подготовки летного состава гражданской и военно-транспортной авиации.
Степень унификации между учебно-боевым и учебным вариантом Як-130 достигает 90%.
Состояние
УБС
Як-130 планировались к поставке в Краснодарский военный авиационный
институт. В целом потребность российских ВВС в этом самолете
оценивалась в 200 машин. Поступление на вооружение нового самолета
совпадает со сроками списания УТС чешского производства.
Самолет
имеет хорошие экспортные перспективы. По экономичности эксплуатации он
в 1,8 раза превышает распространенный британский учебно-тренировочной
самолет "Хоук" и при этом значительно дешевле. По сравнению с чешским
УТС L-159 преимущества УБС Як-130 достигаю 10-30% практически по всем
параметрам. На внешний рынок Як-130 продвигается совместно с боевыми
истребители типа Су-27 и Су-ЗОМК. Цена одного самолета Як-130
составляет 10-15 млн. дол. в зависимости от комплектации.
Технические
презентации Як-130 уже состоялись в Алжире, Индии, Германии, Украине,
Чили и Словакии. Ведутся переговоры о лицензионном производстве с
потенциальными заказчиками из 9 стран, в том числе с Китаем.
Основные характеристики
Год принятия на вооружение |
1997 |
Максимальная скорость, км/ч |
1050 |
Практическая дальность, км |
1850 |
Боевой радиус, км |
1315 |
Практический потолок, м |
12500 |
Двигательная установка |
2 ТРД РД-35 |
Тяга, кгс |
2х2200 |
Размах крыла, м |
9,72 |
Длина самолета, м |
11,49 |
Высота самолета, м |
4,76 |
Площадь крыла, кв. м |
23,52 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4500 |
нормальная взлетная |
6350 |
максимальная взлетная |
9000 |
Экипаж, чел |
2 |
Максимальная взлётная масса, кг |
9000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
6350 |
Масса пустого самолёта, кг |
4500 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
. |
Длина пробега, м |
. |
Длина разбега, м |
. |
Крейсерская скорость, км/ч |
. |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
1050 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
1850 |
Практический потолок, км |
12,5 |
Длина самолёта, м |
11,49 |
Высота самолёта, м |
4,76 |
Размах крыла, м |
9,72 |
Площадь крыла, кв.м |
23,52 |
Энергетическая установка |
2 ТРД РД-35 |
|