Воскресенье, 28.04.2024, 20:22
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Учебно-боевые и учебно-тренировочны

Як-130, учебно-боевой самолет

Як-130, учебно-боевой самолет

Предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям.


Як-130. Фото www.sokolplant.ru

История создания

Учебно-боевой самолет (УБС) Як-130 создан для замены в ВВС стран СНГ около 1000 учебно-тренировочных самолетов L-29 "Дельфин" и L-39 "Альбатрос" чешского производства, которые планируются к снятию с эксплуатации в 2010 году. Участвовал в конкурсе ВВС России на создание учебно-тренировочного самолета и наряду с МиГ-АТ/УТС стал победителем конкурса. Самолет создавался с учетом тенденций развития мирового рынка учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых самолетов, способен эффективно решать боевые задачи в локальных конфликтах и в ходе контртеррористических операций.

 

УБС Як-130 разработан ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева". В дальнейшем, для получения финансовой поддержки, разработка продолжалась в рамках международной программы Як/АЕМ-130 совместно с итальянской фирмой Aermacchi SpA и словацкой фирмой Povazske Strojarne L.M., участвовавшей в разработке двигателей.

УБС Як-130 на МАКС-2005. Фото А. Соколов

Первый полет самолет совершил 26 апреля 1996 года под управлением Андрея Синицына со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В течение 32 минут полета была достигнута скорость 350 км/ч на высоте 2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с последующим разворотом на предпосадочную "коробочку". Последующие испытания подтвердили заявленные летно-технические и взлетно-посадочные характеристики, возможность управляемого полета на углах атаки до 42 градусов.

 

Всего было произведено 300 испытательных полетов, в том числе выполнена программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ. В 1997 году началась опытная эксплуатация 10 самолетов Як-130 в ВВС России.

 

Самолет Як-130 участвовал в авиасалонах во Франции (Ле Бурже, 1997, 1999 гг.) и в Московских авиакосмических салонах (МАКС), начиная с 1999 года. Потенциальная стоимость программы Як-130 составляет 140-200 млн. долл.

 

Серийное производство Як-130 в России осуществляет ОАО "НАЗ "Сокол" (г. Нижний Новгород). Самолеты итальянского производства будут иметь обозначение AEM-130.

УБС Як-130. Фото www.sokolplant.ru

Назначение

Учебно-боевой самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений.

 

В ходе обучении летного состава в центрах боевой подготовки Як-130 обеспечивает подготовку летчиков на конкретный тип самолета и освоение ими в полном объеме задач боевого применения. Может использоваться для тренировки летного состава строевых частей с целью поддержания их навыков пилотирования и боевого применения для экономии ресурса штатных боевых самолетов, обеспечивая освоение систем бортового оборудования и вооружения, отработку основ их боевого применения.

 

УБС ЯК-130 обеспечивает отработку 80% программы подготовки летчиков и является одним из основных элементов учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого входят учебные компьютерные классы, процедурные пилотажные и специализированные тренажеры (разработка Пензенского КБ моделирования), интегральная система объективного контроля, а также поршневой самолет типа Як-52М, Як-152. УТК с общим информационно-математическим обеспечением, способствует скорейшему освоению самолета, формированию творческого тактического мышления курсанта, способности безошибочно ориентироваться в скоротечном воздушном бою, а также в сложной навигационной и метеорологической обстановке.

УБС Як-130. Фото А. Чирятников

Основные отличия

УБС Як-130 отличается совершенной аэродинамикой и большой тяговооруженностью, что позволяют самолету выполнять полеты на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, и эффективно решать боевые задачи. Наряду с высокой маневренностью, самолет отличается хорошими характеристиками на малых скоростях полета, больших углах атаки и управляемостью на углах атаки до 35 градусов; высокими характеристиками установившегося и неустановившегося разворота, скороподъемностью, взлета и посадки; большой боевой нагрузкой и возможностью применения высокоточного оружия.

 

Высоконадежная комплексная система управления с возможностью перепрограммирования позволяет подготовить пилота для самолетов типа Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Typhoon, F-22, F-35.

 

Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс и полная автономность самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность эффективно решать боевые задачи и проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки. Эти характеристики, а также возможность эксплуатации с небольших грунтовых взлетно-посадочных полос (ВПП) обеспечивают его быструю адаптацию к требованиям ВВС различных стран.

 

Самолет оснащен бортовой кислорододобывающей  установкой.

УБС Як-130. Фото А. Соколов

Конструктивные особенности

 

Планер учебно-боевого самолета Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом, двухместной кабиной типа "тандем" и двумя ТРДД. Гарантированно безопасный ресурс планера составляет 10000 ч и может быть увеличен до 15000 ч, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и календарному сроку службы в 30 лет

 

Аэродинамическая схема, параметры силовой установки и систем самолета, а также высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки и обеспечивают овладение летчиками всем потенциалом маневренных возможностей современных боевых самолетов.

 

Закрывающиеся при движении на земле створки воздухозаборников двигателей, трехстоечное шасси с грязезащитным щитком на носовом колесе и высокие взлетно-посадочные характеристики обеспечивают возможность эксплуатации самолета с небольших неподготовленных аэродромов с грунтовой или бетонной взлетно-посадочной полосой длиной не более 1000 м. При этом длина разбега составляет 380 м, а длина пробега - 670 м.

Кабина УБС Як-130

Кабина самолета Як-130 выполнена с тандемным расположением сидений и единым фонарем, с учетом тенденций развития приборного оборудования перспективных военных самолетов 5-го поколения. Оснащена катапультными креслами К-36-3,5 класса "О-О" с катапультированием "через фонарь", которые обеспечивают безопасное покидание самолета в аварийных ситуациях.

УБС Як-130. Фото www.combatavia.info

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей РД-35 с тягой 2200 кгс каждый, оснащенных электронно-цифровой системой регулирования и увеличенной до 6000 часов наработкой. Представляют собой модификацию двигателя ТРДД ДВ-2С (разработан Запорожским КБ "Прогресс" для УТС L-59, передан Словакии для дальнейшего производства) и выпускается словацким заводом "Поважске Строяне". Мощная силовая установка обеспечивает хорошее позиционирование Як-130 среди других самолетов этого класса.

 

По желанию заказчиков могут быть установлены двигатели производства фирмы SNЕСМА или "Гаррет". Прорабатывается возможность установки двигателя АИ-222, разрабатываемого Запорожским моторостроительным заводом (Украина) с последующей постановкой его на серийное производство на московском заводе "Салют".

 

Вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-14 с электрогенератором переменного тока обеспечивает автономную эксплуатацию самолета на полевых аэродромах. При необходимости ВСУ может быть запущена в полете при возникновении аварийной ситуации.

 

Максимальная масса топлива во внутренних баках составляет 1750 кг, нормальная - 850 кг.

УБС Як-130. Фото www.yak.ru

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) представляет собой новейший комплекс, основой которого является автоматизированная система управления полетами и учебно-боевыми действиями с бортовой ЭВМ.

 

Включает электродистанционную систему управления полетом с возможностью перепрограммирования характеристик устойчивости и управляемости для имитации поведения тяжелого самолета и маневренного истребителя, индикатор лобового стекла (ИЛС), систему отображения информации в каждой кабине на индикаторах с жидкокристаллическими матрицами, радионавигационную систему, радиовысотомер, приемник спутниковой навигационной системы.

 

На самолете установлена развитая система объективного контроля бортовых систем и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой положения их рук, глаз, внутри и внекабинного пространства. На видеомагнитофон также постоянно записывается информация об индикации на ИЛС. Приборные доски инструктора и курсанта оснащены тремя многофункциональными цифровыми индикаторами (МФЦИ) размером 6х8 дюймов без электромеханических приборов. Возможно использование нашлемной системы визуализации и индикации.

 

Комплекс БРЭО имеет открытую архитектуру с трехканальной системой информационного обмена, выполненного по стандарту MIL-STD-1553B и радиальными связями, выполненными по ARING-429.

 

Электродистанционная система управления выполняет функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяет, в учебных целях, перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. Позволяет контролировать состояние основных самолетных систем на земле и во время полета.

 

Бортовые средства имитации режимов боевого применения обеспечивают:

·       имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет "воздух-воздух" с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;

·       взаимодействие с другими самолётами в группе и наземными (воздушными) пунктами управления;

·       имитацию атак наземных целей с пуском ракет "воздух-поверхность" с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.

Корректируемая авиабомба КАБ-500Л. Фото А. Соколов

Вооружение Як-130 (АЕМ-130) в боевом варианте массой до 3000 кг может быть размещено на 9 узлах внешней подвески в вариантах:

·       управляемые ракеты Х-25МЛ класса "воздух-поверхность" (AGM-65);

·       управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 (AIM -9L/M);

·       противокорабельные ракеты (Marte Mk-2A);

·       4 корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Л (Rockeye II);

·       до 4 неуправляемых бомб калибра 500 кг, до 8 бомб калибра 250 кг (Mk.83 и Mk.82);

·       блоки с неуправляемыми авиационными ракетами Б-8М и Б-13Л (AL-25-50, LAU-51);

·       стрелково-пушечная установка УПК-23-250 (DEFA, Aden);

·       контейнеры с разведывательной аппаратурой (VICON-601) или аппаратурой РЭБ (ELT-55)

УБС Як-130. Фото А. Соколов

Модификации

Конфигурация самолета Як-130 позволяет создать на его базе учебно-боевой, легкий ударный, учебный самолет палубного базирования, а также самолет для подготовки летного состава гражданской и военно-транспортной авиации.

 

Степень унификации между учебно-боевым и учебным вариантом Як-130 достигает 90%.

 

Состояние

УБС Як-130 планировались к поставке в Краснодарский военный авиационный институт. В целом потребность российских ВВС в этом самолете оценивалась в 200 машин. Поступление на вооружение нового самолета совпадает со сроками списания УТС чешского производства.

 

Самолет имеет хорошие экспортные перспективы. По экономичности эксплуатации он в 1,8 раза превышает распространенный британский учебно-тренировочной самолет "Хоук" и при этом значительно дешевле. По сравнению с чешским УТС L-159 преимущества УБС Як-130 достигаю 10-30% практически по всем параметрам. На внешний рынок Як-130 продвигается совместно с боевыми истребители типа Су-27 и Су-ЗОМК. Цена одного самолета Як-130 составляет 10-15 млн. дол. в зависимости от комплектации.

 

Технические презентации Як-130 уже состоялись в Алжире, Индии, Германии, Украине, Чили и Словакии. Ведутся переговоры о лицензионном производстве с потенциальными заказчиками из 9 стран, в том числе с Китаем.

Основные характеристики

 

Год принятия на вооружение

1997

Максимальная скорость, км/ч

1050

Практическая дальность, км

1850

Боевой радиус, км

1315

Практический потолок, м

12500

Двигательная установка

2 ТРД РД-35

Тяга, кгс

2х2200

Размах крыла, м

9,72

Длина самолета, м

11,49

Высота самолета, м

4,76

Площадь крыла, кв. м

23,52

Масса, кг


   пустого самолета

4500

   нормальная взлетная

6350

   максимальная взлетная

9000

Экипаж, чел

2

 


Максимальная взлётная масса, кг 9000
Нормальная взлётная масса, кг 6350
Масса пустого самолёта, кг 4500
Максимальная посадочная масса, кг .
Масса топлива, кг .
Длина пробега, м .
Длина разбега, м .
Крейсерская скорость, км/ч .
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 1050
Максимальная скорость у земли, км/ч .
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 1850
Практический потолок, км 12,5
Длина самолёта, м 11,49
Высота самолёта, м 4,76
Размах крыла, м 9,72
Площадь крыла, кв.м 23,52
Энергетическая установка 2 ТРД РД-35
Категория: Учебно-боевые и учебно-тренировочны | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 858 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Лукас  
0
Это когда, интересно, ПКБМ (при всем моем уважении) сделала тренажеры для Як-130??!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500