ТУ-142М, дальний противолодочный самолет
Предназначен для борьбы с подводными лодками.
История создания
Еще в 1969 году, когда шли заводские испытания первых Ту-142,
ОКБ подготовило проект нового самолета Ту142М с поисково-прицельной
системой "Коршун", в которую помимо обзорного радиолокатора должны были
входить тепловизионная аппаратура "Пингвин", буксируемый магнитометр
"Висла-2", инфракрасный пеленгатор, газоанализатор и модернизированная
пилотажнонавигационная система ПНС-142М, обеспечивающая режим
автоматического полета при поиске подводных лодок. За базовый был
выбран вариант самолета с удлиненной на 2 метра кабиной и со старым
двенадцатиколесным шасси. В тот период новую аппаратуру комплекса
довести до необходимой степени готовности не удалось и поэтому в
серийном производстве продолжали выпускать Ту-142 с "Беркутом".
К 1974 году работы по новому комплексу продвинулись вперед, и он
под обозначением "Коршун-К", но с несколько другим составом входящих
подсистем начал устанавливаться на Ту142. В Таганроге были построены
первые две серийные машины № 4243 и № 4244, оборудованные новым
комплексом. Через год, в 1975 году, была выпущена третья машина с
"Коршуном" (№ 4264). Самолет № 4243 стал первым, построенным на
Таганрогском заводе, и совершил первый полет 4 ноября 1975 года. На
первых трех машинах новый комплекс был отработан и испытан. Испытания
продолжались до 1980 года, и в ноябре 1980 года новый комплекс был
принят на вооружение. Внешне Ту142 с "Коршуном" отличался от предыдущих
Ту-142 ("ВПМ") наличием на киле магнитометра "Ладога", новых типов РГБ.
На самолете стоял модернизированный НПК-142М, обеспечивавший
автоматическое пилотирование в режиме полетов галсами, а также новый,
более эффективный комплекс РЭП. Ту-142 с комплексом "Коршун-К" получил
обозначение в промышленности Ту-142МК ("ВПМК"), в дальнейшем новая
модификация в частях авиации ВМФ эксплуатировалась под обозначением
Ту-142М. В 1986 году восемь самолетов модификации Ту-142М с комплексом.
"Коршун-К" под обозначением Ту-142М-Э были поставлены в Индию, где с
успехом эксплуатируются до настоящего времени. От исходного самолета
эти машины отличались только некоторыми изменениями в составе
оборудования.
Назначение
Дальний самолет противолодочной обороны - авиационный
противолодочный комплекс (АПЛК) Ту-142М предназначен для борьбы с
подводными лодками-ракетоносцами вероятных противников с рубежей
обнаружения и уничтожения, превышающих дальность пуска их ракет.
Вооружение
До 10 противолодочных глубинных авиабомб; До 2 торпед АТ-2 и
АТ-3, ПРЛР АПР-2 и АПР-3; морские мины. Для поражения морских целей
планируется оснащение самолета ПКР Х-35. Оборонительное вооружение
самолета представлено кормовой установкой с двумя спаренными 23-мм
пушками АМ-23 или ГШ-23. Нормальная/максимальная боевая нагрузка
4400/8845 кг.
Модификации
ТУ-95РЦ - базовый самолет-разведчик;
ТУ-142 - противолодочный самолет, предшествующая модификация, состоял на вооружении ВМФ в 1970-е гг.;
ТУ-142М3 - модификация с улучшенным поисково-прицельным комплексом и новым комплексом РЭП;
ТУ-142МР - самолет-ретранслятор.
Состояние
В настоящее время на вооружении ВМФ России имеется 75 самолетов типа ТУ-142.
Максимальная взлётная масса, кг |
185000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
. |
Масса пустого самолёта, кг |
91800 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
. |
Длина пробега, м |
1540 |
Длина разбега, м |
2 560 |
Крейсерская скорость, км/ч |
735 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
855 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
10050 |
Практический потолок, км |
13500 |
Длина самолёта, м |
53.07 |
Высота самолёта, м |
14.47 |
Размах крыла, м |
50,04 |
Площадь крыла, кв.м |
289.90 |
Энергетическая установка |
. |
|