Бе-200, самолет-амфибия
Предназначен для тушения лесных пожаров огнегасящими жидкостями.
История
Опытный образец первый раз поднялся в воздух 24 сентября 1998 года с
заводского аэродрома Иркутского авиационного производственного
объединения. Первый полет продолжался 27 минут.
27 декабря 2000 года получен сертификат типа по шуму на
местности № СШ 118-Бе-200. 10 августа 2001 года самолет получил
сертификат типа воздушного судна ограниченной категории № СТОК
201-Бе-200.
В 2002 году Корпорация "Иркут", европейский консорциум EADS и
Rolls-Royce Deutschland подписали Меморандум о взаимопонимании, в
рамках которого были намечены основные мероприятия по продвижению
Бе-200 на международный рынок. Руководство EADS и Корпорации "Иркут"
приняли решение о создании в 2004 году совместного предприятия для
проведения маркетинга, сертификации и послепродажного обслуживания
Бе-200.
Рабочее проектирование Бе-200 проведено с учетом норм летной
годности FAR-25 (США), что позволит облегчить сертификацию самолета по
нормам Федерального авиарегистра США (FAA) и Европейского авиарегистра
(JAA).
Особенности конструкции
Бе-200 представляет собой моноплан с высокорасположенным
стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и лодкой большого
удлинения с переменной поперечной килеватостью. Особенностью Бе-200 по
сравнению с другими самолетами-амфибиями является полностью герметичный
фюзеляж, что позволяет использовать этот самолет для выполнения
широкого круга задач.
Силовая установка базового варианта включает в себя два двухконтурных
турбореактивных двигателя Д-436ТП, которые установлены над корневой
частью крыла для защиты двигателей от воды во время взлета и посадки.
Современный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного
оборудования АRIА-200М обеспечивает надежное пилотирование Бе-200 в
любом районе земного шара в любых метеоусловиях. Открытая архитектура
комплекса АRIА-200М дает возможность изменять его конфигурацию в
соответствии с требованиями заказчика.
При создании самолета-амфибии Бе-200 учитывался опыт
проектирования и результаты испытаний самого большого реактивного
самолета-амфибии А-40 "Альбатрос", на котором установлено 148 мировых
рекордов.
Особенности эксплуатации
Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса Б с длиной полосы
1800 м и водных акваторий длиной не менее 2300 м при глубине водоема не
менее 2,5 м. Самолет способен взлетать и садиться на воду при высоте
волны до 1,3 м, при этом специальные меры защиты от коррозии позволяют
эксплуатировать самолет в открытом море. В районах с плохо развитой
наземной инфраструктурой Бе-200 может базироваться на бетонированной
площадке размером 130 х 70 м, оборудованной гидроспуском.
Возможности самолета-амфибии Бе-200 позволяют брать на борт до 12
тонн воды. Заправка водой осуществляется как на аэродроме, так и на
открытом водоеме в режиме глиссирования за 12 - 14 секунд. Для
увеличения эффективности тушения пожара в воду с помощью центробежных
насосов могут добавляться химические огнегасящие жидкости. На борту
самолета установлено 6 баков для химических жидкостей общим объемом 1,2
м3. Сброс воды может выполняться как одновременно из всех баков,
"залпом", так и последовательным открытием 8 створок водяных баков.
Благодаря высокой скорости полета Бе-200 имеет большую
производительность по количеству сбросов воды за один час. При
расстоянии "аэродром - пожар" - 100 км и "аэродром - водоем" - 10 км за
одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270
т воды. Высокая скороподъемность самолета является значительным
преимуществом при пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве,
например в горных областях и при заборе/сбросе воды при наличии
препятствий.
Перспективы
В настоящий момент ведется работа по "увязке" двигателей
Rolls-Royce BR715, установка которых будет способствовать успеху Бе-200
на западном рынке. Бе-200 с двигателями Rolls-Royce BR715 получил
обозначение Бе-200РР. Продвижение Бе-200 в Азиатско-Тихоокеанском
регионе осуществляется совместно с Малазийской компанией DRB-HICOM
Defenсe Technologies SDN BHD.
Технические характеристики
- Размах крыла, м - 32.70
- Длина самолета, м - 32.05
- Высота самолета, м - 8.90
- Площадь крыла, м2 - 117.44
- Максимальный взлетный вес, кг - 37900
- Вес пустого, кг - 25340
- Тип двигателей - Д-436ТП
- Взлетная мощность, кгс - 2x7500
- Крейсерская мощность, кгс - 2x1500
- Максимальное количество воды принимаемой в баки, кг – 12000
- Максимальная высота полета, м – 8000
- Максимальная крейсерская скорость, км/ч – 710
- Экономическая скорость, км/ч – 600
- Техническая дальность с аэронавигационным запасом топлива, км – 3600
- Разбег (вода/суша), м - 1000/700
- Пробег (вода/суша), м - 1300/950
- Мореходность (высота волны), м - до 1,2
- Экипаж, чел - 2
Максимальная взлётная масса, кг |
37900 |
Нормальная взлётная масса, кг |
. |
Масса пустого самолёта, кг |
25340 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
. |
Длина пробега, м |
950 |
Длина разбега, м |
700 |
Крейсерская скорость, км/ч |
710 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
600 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
3600 |
Практический потолок, км |
. |
Длина самолёта, м |
32,05 |
Высота самолёта, м |
8,90 |
Размах крыла, м |
32,70 |
Площадь крыла, кв.м |
117,44 |
Энергетическая установка |
Д-436ТП |
|