СМ-92 "Финист", многоцелевой транспортный самолет
Может
быть использован для перевозки 6 пассажиров; десантирования 7
парашютистов; перевозки крупногабаритных грузов весом до 600 кг.
Технические особенности
Фюзеляж самолета выполнен по панельной схеме, технологически разделен
на несколько панелей, собираемых отдельно и затем поступающих на
окончательную стапельную сборку фюзеляжа. Это позволяет унифицировать
агрегаты и сократить время постройки машины.
В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа и салон, в
котором установлены кресла для пассажиров: два сдвоенных блока кресел
расположены у правого борта самолета и одно отдельное кресло - в конце
салона у левого борта. Доступ в пассажирский салон осуществляется через
грузопассажирскую дверь, находящуюся на левом борту фюзеляжа. Дверь при
открывании сдвигается назад, освобождая проем размером 1100x1200 мм,
достаточный не только для посадки и высадки пассажиров, но и для
погрузки в самолет крупногабаритного груза. При размещении и перевозке
на самолете грузов легкосъемные пассажирские кресла могут быть сняты за
15 минут без применения какого-либо специального инструмента. Эти
кресла после демонтажа складываются, в сложенном состоянии размещаются
у задней стенки пассажирского салона и перевозятся на самолете. Тем
самым обеспечивается возможность в любой момент переоборудовать машину
в пассажирский вариант. Применение легкосъемных кресел позволяет
использовать самолет и для выброски парашютистов, которых в случае
демонтажа кресел в пассажирском салоне размещается семеро.
Крыло у СМ-92 «Финист» прямое, однолонжеронное, с задней стенкой. Угол
поперечного V=2°, геометрическая крутка по размаху - 2°, угол установки
бортового профиля равен +3 градусам. Лобовая часть крыла до лонжерона
(расположенного на 30% хорд) и до половины размаха представляет собой
герметичный бак-кессон емкостью 180 л (на одну консоль). Конструктивно
крыло выполнено по классической схеме - с продольным и поперечным
набором. Особенностью является применение гнутых, а не прессованных
профилей в конструкции полок лонжеронов и стенки крыла. Необходимая
площадь сечения полок лонжеронов обеспечивается набором гнутых профилей
в пакет и одновременно креплением обшивки крыла и проклепыванием всего
пакета.
Всю заднюю кромку крыла
занимают щелевые элероны и закрылки. Элерон с вынесенной осью вращения,
конструктивно выполнен по однолонжеронной схеме с жестким носком. На
задней кромке элеронов установлены фиксированные триммеры - ножи для
регулировки возможной ассимметрии самолета.
Закрылок - двухсекционный, однощелевой, с вынесенной осью вращения.
Отклоняется на 20° на взлете и на 40° на посадке. Носок закрылка и
задняя часть крыла имеют специальную профилировку, обеспечивающую
высокие аэродинамические характеристики крыла. Конструктивно закрылок
выполнен аналогично элерону. Привод закрылков - от винтовых механизмов,
расположенных вдоль размаха крыла. Винтовые механизмы связаны жесткой
трансмиссией, приводимой во вращение электромотором, установленным на
потолке фюзеляжа под декоративной панелью обшивки салона.
Пассажирский салон оснащен системами обогрева и вентиляции.
Обогрев осуществляется путем нагрева забортного воздуха, поступающего
на вход в теплообменник, контуром выхлопного коллектора двигателя,
расположенного в теплообменнике. Через клапан-распределитель,
управляемый из кабины пилотов, нагретый воздух поступает в
распределительную магистраль системы обогрева кабины пилотов и
пассажирского салона. Теплый воздух выводится в салон через серию
дефлекторов, находящихся на уровне пола с левого и правого бортов
фюзеляжа. Предусмотрен отдельный вывод магистрали для обеспечения
обогрева лобового стекла левого пилота.
Система вентиляции состоит из козырька-шторки, расположенной на
наружной обшивке кабины экипажа и открывающейся против потока. Под
действием скоростного напора забортный воздух нагнетается в магистраль
вентиляции и по распределительным каналам поступает к дефлекторам,
расположенным по оси симметрии фюзеляжа на потолке кабины пилотов и
пассажирского салона.
Доступ в кабину экипажа осуществляется через отдельные двери,
расположенные с левого и правого бортов фюзеляжа. Двери выполнены с
увеличенной площадью остекления, что позволяет не только облегчить
пилотирование самолета (особенно на взлетно-посадочных режимах), но и
более эффективно вести наблюдение с воздуха за объектами,
расположенными на земле. На всех дверях предусмотрена система
аварийного сброса.
По оси симметрии кабины пилотов расположен средний пульт с
рычагами управления двигателем, шагом винта, створками маслорадиатора и
жалюзи и переключателем положения закрылков.
На руле высоты установлен триммер, управляемый из кабины пилотов посредством тросовой проводки
Вертикальное оперение выполнено по двухлонжеронной схеме, в передней
части на фюзеляже установлен форкиль. В случае транспортировки в
стандартном морском 40-футовом контейнере киль может быть отсоединен от
фюзеляжа. Руль направления с роговой компенсацией, однолонжеронный,
практически без поперечного набора - его роль играют рифтованные
обшивки руля.
Горизонтальное оперение подкосное, состоит из стабилизатора и
руля высоты с роговой компенсацией. Конструкция горизонтального
оперения аналогична вертикальному. Следует отметить особенность
горизонтального оперения самолета СМ-92 «Финист»: его площадь подобрана
таким образом, что для этого самолета вообще отсутствует так называемый
«центровочный» (загрузочный) график», то есть определенный порядок
загрузки самолета грузами или пассажирами и правила их размещения в
салоне для обеспечения необходимых запасов устойчивости и управляемости
самолета. СМ-92 имеет гарантированный запас устойчивости и
управляемости при всех возможных вариантах загрузки (положениях груза)
во всем диапазоне эксплуатационных весов.
Шасси у самолета трехколесное, с хвостовой опорой. Основные
стойки представляют собой стальные рессоры, выполненные в виде
конической трубы и жестко заделанные в конструкцию фюзеляжа. На рессоры
крепятся тормозные колеса размером 600 х 180 мм, позволяющие
эксплуатировать самолет с грунтовых и неподготовленных
взлетно-посадочных полос. Тормоза дисковые, независимые, гидравлические
(автомобильного типа). Разворот самолета может осуществляться
отклонением руля направления, связанного с управляемым хвостовыми
колесом или (и) дифференциальным торможением основных колес.
Хвостовая опора состоит из трубчатой рессоры и управляемого
колеса, связанного посредством пружинных демпферов с рулем направления.
Предусмотрен механизм стопорения разворота хвостового колеса в
нейтральном положении.
Топливная система состоит из двух баков-кессонов, расположенных
в носках крыльев. Топливо самотеком поступает по питающим трубопроводам
к двигателю. В топливной магистрали установлены фильтры грубой и тонкой
очистки, кран контроля расхода баков и перекрывной топливный кран.
Масляная система традиционна для самолетов с двигателем М-14П.
Включает в себя масляный бак емкостью 30 литров, находящийся под
капотом двигателя, масляный фильтр и маслорадиатор. На выходе из
маслорадиатора устроена створка, регулирующая расход охлаждающегося
воздуха через маслорадиатор и, соответственно, степень охлаждения масла.
Основные характеристики
• Размах крыла, м - 14.60
• Длина самолета,м - 9.13
• Площадь крыла, кв.м - 20.4
• Масса, кг
пустого, снаряженного - 1500
нормальная взлетная - 2200
максимальная взлетная - 2350
• Внутреннее топливо, л - 380
• Тип двигателя - 1 ПД М-14П
• Мощность, л.с. - 1 х 360
• Максимальная скорость, км/ч - 280
• Крейсерская скорость, км/ч - 200-220
• Практическая дальность, км - 1300
• Практический потолок, м - 3000
• Экипаж, чел - 1
• Полезная нагрузка - 6-8 пассажиров или 600 кг груза
Максимальная взлётная масса, кг |
2350 |
Нормальная взлётная масса, кг |
2200 |
Масса пустого самолёта, кг |
1500 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
380 |
Длина пробега, м |
. |
Длина разбега, м |
. |
Крейсерская скорость, км/ч |
200-220 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
280 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
1300 |
Практический потолок, км |
3 |
Длина самолёта, м |
9.13 |
Высота самолёта, м |
. |
Размах крыла, м |
14,60 |
Площадь крыла, кв.м |
20,4 |
Энергетическая установка |
1 ПД М-14П |
|