А-40, противолодочный самолет-амфибия "Альбатрос"
Многоцелевой
самолет-амфибия для противолодочной обороны, ведения
поисково-спасательных операций, тушения пожаров и решения других задач.
История создания
Создание
самолета-амфибии А-40 "Альбатрос" началось в 1983 г. в Таганрогском
авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г.М. Бериева под
руководством главного конструктора А.К. Константинова. Первый полет с
аэродрома состоялся в декабре 1986 г., с водной поверхности – в 1987 г.
На опытном образце этого самолета еще в ходе летных испытаний было
установлено 140 мировых рекордов.
Первый
официальный показ самолета состоялся на международном авиасалоне в Ле
Бурже (Франция), где он получил почетное звание "Мисс Париж-91".
"Альбатрос" стал единственным иностранным самолетом-участником салона,
который посетил президент Франции Франсуа Миттеран.
В
последующем А-40 "Альбатрос" участвовал в других международных
выставках в Сингапуре, Новой Зеландии и Англии, где получил высокую
оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов. На выставке
"Гидроавиасалон-2000" в г. Геленджик впервые был продемонстрирован
модернизированный вариант А-40М. В отличие от аналога новый самолет
оснащен двумя винтовентиляторными двигателями Д-27 (2х14000 л.с.),
применение которых улучшает характеристики "Альбатроса", особенности по
дальности применения.
"Альбатрос",
который не имеет мировых аналогов, создавался, прежде всего, как
самолет противолодочной обороны. Заложенные в нем решения еще на этапе
проектирования, с учетом ограниченных потребностей ВМФ в подобных
самолетах, позволили получить многоцелевую машину, способную
осуществлять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые
перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров.
Всего
было построено три самолета (2 для летных и 1 для статических
испытаний). Программа летно-конструкторских и большая часть
государственных испытаний была завершена к 1994 г. В начале 1992 г.
вооруженные силы России заказали 20 противолодочных самолетов А-40, но
позднее выбор был сделан в пользу противолодочного варианта самолета
Ту-204. Из-за отсутствия средств дальнейшие работы к 1996 г. были прекращены.
Назначение и основные характеристики
Многоцелевой
самолет А-40 "Альбатрос" создавался для авиации военно-морского флота и
предназначался для поиска и поражения подводных лодок противника в
обширных районах, а также проведения поисково-спасательных работ и
решения других специальных задач.
Максимальная взлетная (нормальная посадочная) масса самолета 86000 (56000) кг, масса топлива 39000 кг. Максимальная скорость 820 км/ч, крейсерская 760 км/ч. Практический потолок 9700 м, перегоночная дальность 5500 км. Продолжительность патрулирования 12 ч.
Конструктивные особенности
Самолет
представляет собой свободнонесущий двухдвигательный моноплан с
высокорасположенным умеренной стреловидности крылом, с однореданным
фюзеляжем большого удлинения и Т-образным хвостовым оперением. С целью
обеспечения высоких аэродинамических характеристик в диапазоне
скоростей 280-800 км/ч крыло набрано из сверхкритических профилей с
относительной толщиной 14,5-10,5%. Его удлинение составляет 9,
стреловидность по передней кромке - 23,2.
Крыло
характеризуется развитой механизацией - выдвижными двухщелевыми
закрылками (занимают большую часть размаха) и предкрылками вдоль всей
передней кромки, а также интерцепторами. Дифференциальный выпуск и
уборка закрылков с автоматической перестановкой стабилизатора исключают
попадание воды на средства механизации крыла, уменьшают высоту лодки и
увеличивают гидродинамические качества. Под концевыми частями крыла на
коротких пилонах установлены неубирающиеся поплавки для повышения
устойчивости самолета на водной поверхности.
В
конструкции планера широко использованы сотовые клеевые конструкции и
неметаллические материалы. Впервые в мировой практике днище фюзеляжа
имеет переменную килеватость, что улучшило устойчивость и управляемость
самолета при движении по воде, снизило перегрузки при взлете и посадке.
Эксплуатационные перегрузки А-40 при взлете с воды в 2 раза меньше, чем
у самолетов Бе-10 и Бе-12. Для уменьшения миделя лодки ее удлинение
равно 13,4 м при максимальной высоте фюзеляжа 4.1 м.
Центральная
часть днища плоская с небольшим углом килеватости и тоннельным
образованием с вогнутой большой килеватостью. По сравнению с
предшественниками "Альбатрос" имеет низкий редан с относительной
высотой по килю 1% и на скуле 6,5%. Дефлекторы в зареданной части днища
лодки и демпфер тангажа существенно снизили амплитуду продольных
колебаний самолета при взлете и посадке на взволнованную поверхность.
В задней части фюзеляж имеет водяной руль.
За
обтекателем антенны РЛС в передней части фюзеляжа находится кабина
экипажа, за ней - отсек радиоэлектронного оборудования, в задней части
- отсек вооружения.
Трехстоечное
колесное шасси используется при эксплуатации самолета на аэродромах с
твердым покрытием. Длина разбега при взлете составляет 1000-1200 м, длина пробега при посадке - 700-900 м. При взлете с воды длина акватории должна быть не менее 3200 м. Взлет и посадка самолета на воду возможны при высоте волн до 2,2 м
(волнение 5-6 баллов). При использовании "Альбатроса" с водной
поверхности передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные - в
обтекатели, расположенные за крылом.
Длина самолета составляет 43,84 м, высота - 11 м, размах крыла - 41,6 м, площадь крыла а 200 м. кв. Экипаж самолета - 4 летчика и 4 оператора для управления бортовой аппаратуры.
Силовая установка
На
самолете установлена комбинированная силовая установка. В качестве
маршевых двигателей используются два турбореактивных двухконтурных
двигателя Д-ЗОКПВ (2х12000 кгс) ОАО "Авиадвигатель" (г. Пермь).
Двигатели расположены над обтекателями основных стоек шасси так, что
крыло защищает их воздухозаборники от попадания воды при взлете и
посадке. Для дополнительной защиты двигателей от попадания в них воды
используются брызгоотражатели, установленные по бортам фюзеляжа в
носовой части и перед реданом.
Для
улучшения характеристик самолета при взлете с водной поверхности он
оснащен двумя стартовыми турбореактивными двигателями РД-38А (К) (КБ
В.Климова), установленными под двигателями главной силовой установки в
обтекателях основных стоек шасси. Тяга каждого из них составляет 2750
кгс.
Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе с топливоприемной штангой, расположенной сверху носовой части корпуса.
Оборудование
Поставленные задачи
самолет может выполнять самостоятельно или во взаимодействии с
надводными кораблями, подводными лодками или самолетами дальнего
радиолокационного обнаружения и наведения типа А-50. Для этого
"Альбатрос" оснащен гидроакустическим оборудованием, радиоэлектронными
и вычислительными средствами. На самолете в варианте противолодочной
обороны устанавливаются РЛС с антенной в носовом обтекателе, оптический
прицел, гидроакустическое оборудование, система управления вооружением
(комплекс бортовой поисково-прицельной аппаратуры "Сова").
Вооружение
А-40 "Альбатрос" может иметь на борту вооружение массой до 10000 кг (нормальное до 4000 кг). В отсеке длиной 6,1 м
может размещаться до 3 противолодочных торпед "Орлан", или 4
противокорабельных управляемых ракеты типа "Коршун" ("Ястреб", "Орел"),
либо глубинные бомбы. Под крылом возможна подвеска противокорабельных
ракет Х-35.
Модификации
А-42
(Бе-42) - поисково-спасательный вариант, оснащенный радиолокационным и
навигационным оборудованием, позволяющим вести работы в условиях
ограниченной видимости. Экипаж – 5 летчиков и спасательная группа из
4-6 человек. На борту может находиться операционная, аппаратура
автоматического оперативного и углубленного медицинского контроля,
трансфузионный аппарат для прямых внутривенных переливаний крови,
аппараты для ингаляционного наркоза и искусственной вентиляции легких,
электрокардиограф, десантный врачебный комплект, набор лекарственных
средств для обожженных, мешки-конверты, электрожилеты,
комбинезоны-мешки для обогрева пострадавших, теплые костюмы и обувь,
носилки и другое медицинское оборудование. Бортовые средства для
спасаемых из воды включают две полужесткие глиссирующие моторные лодки
ЛПС-6, которые могут быть спущены на воду через большой бортовой люк,
механизированные трапы, спецснаряжение. На борту можно разместить 54
человека.
Оснащение
Бе-42 новыми турбо-винтовентиляторными двигателями Д-27 разработки ЗМКБ
"Прогресс" позволит увеличить дальность полета самолета с полной
нагрузкой до 2700 км, а с дозаправкой в воздухе - до 11000 км.
Бе-40П - пассажирский вариант, рассчитанный на перевозку 105 пассажиров на расстояние до 4000 км.
Бе-40ПТ
- грузопассажиский вариант самолета, обеспечивающий доставку
70 пассажиров или 37 пассажиров и груза в 6,5 т на расстояние до 4200 км, или 10 т груза на расстояние до 4200 км.
В
противопожарном варианте самолет может находится в воздухе до 9 часов и
доставлять в район бедствия парашютистов и грузы, а также на скорости 250 км/ч
сбрасывать на очаг пожара до 25 т огнегасящей жидкости со средней ее
концентрацией у земли 2,3 литра на квадратный метр. При наличии в
районе пожара акватории протяженностью не менее 3200 м самолет сможет на режиме глиссирования выполнить несколько заборов воды для повторных ее сбросов на очаг пожара.
Бе-200 - гражданская модификация самолета А-40 "Альбатрос". Первый полет этого самолета состоялся в 1998 году.
Его компоновочная схема аналогична прототипу. Но сам самолет
имеет уменьшенные, по сравнению А-40 размеры и взлетную массу. На
"Иркутском АПО" построены 2 опытных летных экземпляра (противопожарный
вариант) и 2 для статических и ресурсных испытаний.
В
течение 2005-2007 гг. новый самолет хорошо зарекомендовал себя при
тушении больших пожаров как в России, так и за рубежом (Португалия,
Греция, Италия и др. страны).
МЧС России заказало 7 самолетов варианта Бе-200ЧС, 4 первые машины уже строятся в Иркутске.
Максимальная взлётная масса, кг |
86000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
. |
Масса пустого самолёта, кг |
. |
Максимальная посадочная масса, кг |
56000 |
Масса топлива, кг |
39000 |
Длина пробега, м |
700-900 |
Длина разбега, м |
1000-1200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
760 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
820 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
5500 |
Практический потолок, км |
9,7 |
Длина самолёта, м |
43,84 |
Высота самолёта, м |
11 |
Размах крыла, м |
41,6 |
Площадь крыла, кв.м |
200 |
Энергетическая установка |
2 х Д-27 (2х14000 л.с.) |
|