Пятница, 17.05.2024, 18:35
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Многоцелевые самолеты

А-40, противолодочный самолет-амфибия "Альбатрос"

А-40, противолодочный самолет-амфибия "Альбатрос"

Самолет А-40

Многоцелевой самолет-амфибия для противолодочной обороны, ведения поисково-спасательных операций, тушения пожаров и решения других задач.


Самолет A-40 "Альбатрос". Фото А. Соколов

 

 

История создания

Создание самолета-амфибии А-40 "Альбатрос" началось в 1983 г. в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г.М. Бериева под руководством главного конструктора А.К. Константинова. Первый полет с аэродрома состоялся в декабре 1986 г., с водной поверхности – в 1987 г. На опытном образце этого самолета еще в ходе летных испытаний было установлено 140 мировых рекордов.

 

Первый официальный показ самолета состоялся на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция), где он получил почетное звание "Мисс Париж-91". "Альбатрос" стал единственным иностранным самолетом-участником салона, который посетил президент Франции Франсуа Миттеран.

В последующем А-40 "Альбатрос" участвовал в других международных выставках в Сингапуре, Новой Зеландии и Англии, где получил высокую оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов. На выставке "Гидроавиасалон-2000" в г. Геленджик впервые был продемонстрирован модернизированный вариант А-40М. В отличие от аналога новый самолет оснащен двумя винтовентиляторными двигателями Д-27 (2х14000 л.с.), применение которых улучшает характеристики "Альбатроса", особенности по дальности применения.

 

"Альбатрос", который не имеет мировых аналогов, создавался, прежде всего, как самолет противолодочной обороны. Заложенные в нем решения еще на этапе проектирования, с учетом ограниченных потребностей ВМФ в подобных самолетах, позволили получить многоцелевую машину, способную осуществлять поисково-спасательные работы, пассажирские и грузовые перевозки, тушение промышленных и лесных пожаров.

Всего было построено три самолета (2 для летных и 1 для статических испытаний). Программа летно-конструкторских и большая часть государственных испытаний была завершена к 1994 г. В начале 1992 г. вооруженные силы России заказали 20 противолодочных самолетов А-40, но позднее выбор был сделан в пользу противолодочного варианта самолета Ту-204. Из-за отсутствия средств дальнейшие работы к 1996 г. были прекращены.

А-40 в полете. Фото www.avia-rest.ru

Назначение и основные характеристики

Многоцелевой самолет А-40 "Альбатрос" создавался для авиации военно-морского флота и предназначался для поиска и поражения подводных лодок противника в обширных районах, а также проведения поисково-спасательных работ и решения других специальных задач.

 

Максимальная взлетная (нормальная посадочная) масса самолета 86000 (56000) кг, масса топлива 39000 кг. Максимальная скорость 820 км/ч, крейсерская 760 км/ч. Практический потолок 9700 м, перегоночная дальность 5500 км. Продолжительность патрулирования 12 ч.

Взлет "Альбатроса" с водной поверхности (Геленджик-2004). Фото А. Соколов

Конструктивные особенности

Самолет представляет собой свободнонесущий двухдвигательный моноплан с высокорасположенным умеренной стреловидности крылом, с однореданным фюзеляжем большого удлинения и Т-образным хвостовым оперением. С целью обеспечения высоких аэродинамических характеристик в диапазоне скоростей 280-800 км/ч крыло набрано из сверхкритических профилей с относительной толщиной 14,5-10,5%. Его удлинение составляет 9, стреловидность по передней кромке - 23,2.

Крыло характеризуется развитой механизацией - выдвижными двухщелевыми закрылками (занимают большую часть размаха) и предкрылками вдоль всей передней кромки, а также интерцепторами. Дифференциальный выпуск и уборка закрылков с автоматической перестановкой стабилизатора исключают попадание воды на средства механизации крыла, уменьшают высоту лодки и увеличивают гидродинамические качества. Под концевыми частями крыла на коротких пилонах установлены неубирающиеся поплавки для повышения устойчивости самолета на водной поверхности.

 

В конструкции планера широко использованы сотовые клеевые конструкции и неметаллические материалы. Впервые в мировой практике днище фюзеляжа имеет переменную килеватость, что улучшило устойчивость и управляемость самолета при движении по воде, снизило перегрузки при взлете и посадке. Эксплуатационные перегрузки А-40 при взлете с воды в 2 раза меньше, чем у самолетов Бе-10 и Бе-12. Для уменьшения миделя лодки ее удлинение равно 13,4 м при максимальной высоте фюзеляжа 4.1 м.

Центральная часть днища плоская с небольшим углом килеватости и тоннельным образованием с вогнутой большой килеватостью. По сравнению с предшественниками "Альбатрос" имеет низкий редан с относительной высотой по килю 1% и на скуле 6,5%. Дефлекторы в зареданной части днища лодки и демпфер тангажа существенно снизили амплитуду продольных колебаний самолета при взлете и посадке на взволнованную поверхность.

В задней части фюзеляж имеет водяной руль.

За обтекателем антенны РЛС в передней части фюзеляжа находится кабина экипажа, за ней - отсек радиоэлектронного оборудования, в задней части - отсек вооружения.

 

Трехстоечное колесное шасси используется при эксплуатации самолета на аэродромах с твердым покрытием. Длина разбега при взлете составляет 1000-1200 м, длина пробега при посадке - 700-900 м. При взлете с воды длина акватории должна быть не менее 3200 м. Взлет и посадка самолета на воду возможны при высоте волн до 2,2 м (волнение 5-6 баллов). При использовании "Альбатроса" с водной поверхности передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные - в обтекатели, расположенные за крылом.

Длина самолета составляет 43,84 м, высота - 11 м, размах крыла - 41,6 м, площадь крыла а 200 м. кв. Экипаж самолета - 4 летчика и 4 оператора для управления бортовой аппаратуры.

"Альбатрос". Фото А. Соколов

Силовая установка

На самолете установлена комбинированная силовая установка. В качестве маршевых двигателей используются два турбореактивных двухконтурных двигателя Д-ЗОКПВ (2х12000 кгс) ОАО "Авиадвигатель" (г. Пермь). Двигатели расположены над обтекателями основных стоек шасси так, что крыло защищает их воздухозаборники от попадания воды при взлете и посадке. Для дополнительной защиты двигателей от попадания в них воды используются брызгоотражатели, установленные по бортам фюзеляжа в носовой части и перед реданом.

Для улучшения характеристик самолета при взлете с водной поверхности он оснащен двумя стартовыми турбореактивными двигателями РД-38А (К) (КБ В.Климова), установленными под двигателями главной силовой установки в обтекателях основных стоек шасси. Тяга каждого из них составляет 2750 кгс.

Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе с топливоприемной штангой, расположенной сверху носовой части корпуса.

 

Оборудование

Поставленные задачи самолет может выполнять самостоятельно или во взаимодействии с надводными кораблями, подводными лодками или самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и наведения типа А-50. Для этого "Альбатрос" оснащен гидроакустическим оборудованием, радиоэлектронными и вычислительными средствами. На самолете в варианте противолодочной обороны устанавливаются РЛС с антенной в носовом обтекателе, оптический прицел, гидроакустическое оборудование, система управления вооружением (комплекс бортовой поисково-прицельной аппаратуры "Сова").

 

Вооружение

А-40 "Альбатрос" может иметь на борту вооружение массой до 10000 кг (нормальное до 4000 кг). В отсеке длиной 6,1 м может размещаться до 3 противолодочных торпед "Орлан", или 4 противокорабельных управляемых ракеты типа "Коршун" ("Ястреб", "Орел"), либо глубинные бомбы. Под крылом возможна подвеска противокорабельных ракет Х-35.

Самолет A-42 на гидроавиасалоне "Геленджик-2004". Фото А. Соколов

Модификации

А-42 (Бе-42) - поисково-спасательный вариант, оснащенный радиолокационным и навигационным оборудованием, позволяющим вести работы в условиях ограниченной видимости. Экипаж – 5 летчиков и спасательная группа из 4-6 человек. На борту может находиться операционная, аппаратура автоматического оперативного и углубленного медицинского контроля, трансфузионный аппарат для прямых внутривенных переливаний крови, аппараты для ингаляционного наркоза и искусственной вентиляции легких, электрокардиограф, десантный врачебный комплект, набор лекарственных средств для обожженных, мешки-конверты, электрожилеты, комбинезоны-мешки для обогрева пострадавших, теплые костюмы и обувь, носилки и другое медицинское оборудование. Бортовые средства для спасаемых из воды включают две полужесткие глиссирующие моторные лодки ЛПС-6, которые могут быть спущены на воду через большой бортовой люк, механизированные трапы, спецснаряжение. На борту можно разместить 54 человека.

Оснащение Бе-42 новыми турбо-винтовентиляторными двигателями Д-27 разработки ЗМКБ "Прогресс" позволит увеличить дальность полета самолета с полной нагрузкой до 2700 км, а с дозаправкой в воздухе - до 11000 км.

Бе-40П - пассажирский вариант, рассчитанный на перевозку 105 пассажиров на расстояние до 4000 км.

Бе-40ПТ - грузопассажиский вариант самолета, обеспечивающий доставку 70 пассажиров или 37 пассажиров и груза в 6,5 т на расстояние до 4200 км, или 10 т груза на расстояние до 4200 км.

A-42 в режиме глиссирования. Фото А. Соколов

В противопожарном варианте самолет может находится в воздухе до 9 часов и доставлять в район бедствия парашютистов и грузы, а также на скорости 250 км/ч сбрасывать на очаг пожара до 25 т огнегасящей жидкости со средней ее концентрацией у земли 2,3 литра на квадратный метр. При наличии в районе пожара акватории протяженностью не менее 3200 м самолет сможет на режиме глиссирования выполнить несколько заборов воды для повторных ее сбросов на очаг пожара.

Сброс воды с самолета Б-200ЧС. Фото А. Соколов

Бе-200 - гражданская модификация самолета А-40 "Альбатрос". Первый полет этого самолета состоялся в 1998 году. Его компоновочная схема аналогична прототипу. Но сам самолет имеет уменьшенные, по сравнению А-40 размеры и взлетную массу. На "Иркутском АПО" построены 2 опытных летных экземпляра (противопожарный вариант) и 2 для статических и ресурсных испытаний.

В течение 2005-2007 гг. новый самолет хорошо зарекомендовал себя при тушении больших пожаров как в России, так и за рубежом (Португалия, Греция, Италия и др. страны).

МЧС России заказало 7 самолетов варианта Бе-200ЧС, 4 первые машины уже строятся в Иркутске.



Максимальная взлётная масса, кг 86000
Нормальная взлётная масса, кг .
Масса пустого самолёта, кг .
Максимальная посадочная масса, кг 56000
Масса топлива, кг 39000
Длина пробега, м 700-900
Длина разбега, м 1000-1200
Крейсерская скорость, км/ч 760
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 820
Максимальная скорость у земли, км/ч .
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 5500
Практический потолок, км 9,7
Длина самолёта, м 43,84
Высота самолёта, м 11
Размах крыла, м 41,6
Площадь крыла, кв.м 200
Энергетическая установка 2 х Д-27 (2х14000 л.с.)
Категория: Многоцелевые самолеты | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 676 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500