Воскресенье, 05.05.2024, 08:45
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Военно-транспортные самолеты

Ан-124 "Руслан" (Condor), дальний тяжелый военно-транспортный самолет

Ан-124 "Руслан" (Condor), дальний тяжелый военно-транспортный самолет

Ан-124

Военно-транспортный самолет дальнего действия для решения стратегических задач по переброске войск на театры военных действий


Ан-124 "Руслан". Фото ru.wikipedia.org

История создания

Дальний тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" разработан в ОКБ им.О.К. Антонова и является самым большим самолетом военно-транспортной авиации в мире. Первый полет опытный образец Ан-124 совершил 21.12.1982 г. в Киеве под управлением экипажа из 8 человек (летчики-испытатели В.И. Терский (командир корабля) и А.В. Галуненко, бортинженеры А.М. Шулещенко и В.М. Воротников, штурман А.П. Поддубный, бортрадист М.А. Тупчиенко, ведущие инженеры по испытаниям М.Г. Харченко и B.C. Михайлов).

Серийное производство самолета было развернуто на Киевском авиационно-производственном объединении (КиАПО, 19 ед.) и авиационно-производственном комплексе акционерного общества "Авиастар" (АПК АО "Авиастар", г. Ульяновск, 36 ед. к 2001 г.). В 1985 г. на самолете Ан-124 "Руслан" был установлен 21 мировой рекорд, в т.ч. по грузоподъемности (171219 кг на высоте 2000 м) и рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20150,92 км, 1987 г.). Впервые за рубежом Ан-124 был продемонстрирован в 1985 г. на авиасалоне в Париже. Эксплуатация самолета Аэрофлотом была начата в начале 1986 г. на авиалиниях в Сибири (перевозка грузов на месторождениях газа и нефти). На вооружение военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС СССР самолет Ан-124 "Руслан" поступил в январе 1987 года.

Ан-124 "Руслан" на прзаднике в Монино 1.08.2007. Фото А. Соколов©

Назначение

Дальний тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" предназначен для воздушных перевозок войск со штатной боевой техникой и вооружением из глубокого тыла на театры военных действий, парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), а также перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов. Обеспечивает транспортировку стратегических баллистических ракет, трех танков типа Т-80 и др. тяжелой военной техники.

Ан-124 "Руслан". Фото www.combatavia.info

Конструктивные особенности

Самолет Ан-124 выполнен по традиционной для тяжелых военно-транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. Использование относительно толстого стреловидного крыла суперкритического профиля в сочетании с хорошими формами фюзеляжа обусловили высокие аэродинамические качества и большую дальность полета. Самолет создан с широким применением передовых технологий и композиционных материалов в конструкции планера. Комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования (1000 точек), две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации самолета.

При максимальной массе топлива в 213740 кг., Ан-124 "Руслан" грузоподъемность и дальность его полета в 2-3 раза больше, чем Ан-22 и Ил-76, при этом расходуя топлива на 1 тонно-километр перевезенного груза в 2,5-3 раза меньше. Дальность полета Ан-124 с максимальной нагрузкой 120 т достигает 5600 км, а с нагрузкой 40 т - 11000 км, превосходя по этому показателю на 10% американский тяжелый военно-транспортный самолет C-5B Galaxy.

Ан-124 "Руслан" на посадке. Фото rus.air.ru

Фюзеляж самолета имеет две палубы, которые с целью удобства эксплуатации и обслуживания разделены на герметичные специализированные отсеки (грузовой отсек для перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей (по 7 чел.) и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения сопровождающих технику и грузов). Носовая (откидывающаяся) и задняя части фюзеляжа оснащены грузовыми люками, позволяющими оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.

Грузовой отсек (герметичный с наддувом, длина 36,5 м (26,5 м без рампы), ширина 6,4 м, высота 4,4 м, объем более 1000 куб. м.) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 т на платформах, а также специально подготовленных грузов и техники, исключающих применение платформ. Пол отсека выполнен из титанового сплава и допускает погрузку всех видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с нагрузкой на ось до 12 (10) т при размещении в один (два) ряд. Отсек имеет 2 бортовых погрузочных крана грузоподъемностью по 10 т каждый и передвижными напольными электрическими лебедками с тяговым усилием до 4,5 т каждая. Роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать монолитные грузы массой до 50 т. Использование наддува позволяет перевозить до 88 пассажиров на высоте до 8000 м без кислородного оборудования.

Ан-124 "Руслан на ВПП. Фото www.combatavia.info

Многоколесное шасси (24 колеса) с системой приседания позволяет изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа для уменьшения наклона рамп и облегчения процесса погрузки и выгрузки техники и грузов. Каждая основная опора шасси состоит из 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора - из двух стоек по два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на ВПП шириной до 50 метров с использованием тяги двигателей. При условии полного использования боевых возможностей Ан-124 необходима бетонированная взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной свыше 3000 м, но при необходимости самолет может выполнять полеты и с грунтовых ВПП.

Силовая установка самолета Ан-124 "Руслан" состоит из четырех турбореактивных двигателей (ТРДД, ЗМКБ "Прогресс") Д-18Т конструкции В.А. Лотарева мощностью по 23400 кгс каждый. При большой мощности они отличаются сравнительно небольшой собственной массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Максимальная масса топлива ограничена взлетной массой самолета и составляет 213740 кг.

Ан-124 "Руслан" на ВПП. Фото www.combatavia.info

Оборудование

Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач и самолетовождения днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, при противодействии противника, длительном отрыве от аэродрома основного базирования и включает: пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК), автоматизированный комплекс средств связи (ТИП-15) и комплекс десантно-транспортного оборудования. Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124) включает пилотажный комплекс, радиолокационные станции (РЛС) переднего обзора и обзора земной поверхности, оптико-телевизионный визир, системы автономной навигации, высотно-скоростных параметров, ближней ("Омега") и дальней ("Лоран") навигации, авиационный радиокомпас (АРК), астронавигационную систему, аппаратуру вождения самолета в боевых порядках и систему государственного опознавания. Всего в системах управления самолетом используется 34 компьютера.

Ан-124 "Руслан". Фото А. Соколов©

Модификации

Ан-124-100 – гражданская модификация Ан-124, сертифицирована в 1992 г.;

Ан-124-100М – модификация самолета с зарубежной авионикой и экипажем из 4 человек. Не имеет мировых аналогов по дальности полета, максимальной грузоподъемности (100-120 т) и габаритам грузовой кабины. В отдельных случаях может совершать полеты с коммерческой нагрузкой до 150 т (решение принимается по результатам анализа характеристик аэродромов, взлета и посадки, запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль трассы полета). Самолет Ан-124-100 эксплуатируются 6 авиакомпаниями России и Украины. Стоимость самолета оценивается приблизительно в 70 млн. долл. На самолетах авиакомпании Волга-Днепр в 2000 г. была модернизирована авионика (дополнительно установлены система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II и система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins, система спутниковой навигации LTN-2001 и инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 фирмы Litton.), повышена грузоподъемность бортовых кранов до 30 т., до 4 человек уменьшен экипаж, повышена безопасность полетов и точность навигации. Гондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими элементами и по шумности звука самолет соответствует требованиям главы 3 приложения 16 стандартов ИКАО;

Ан-124-102 - модификация самолета с новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 чел.;

Ан-124-100ВС – является основой создаваемой в настоящее время системы воздушного запуска спутников весом до 3500 кг для вывода на низкие орбиты с широким диапазоном наклонения (0-115°). Важнейший элемент авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРК КН) совместного (Россия, Украина, Индонезия) проекта "Воздушный старт" со сроком реализации в 2011 г. Авиационный сегмент включает самолет-носитель (СН) с необходимой инфраструктурой (инженерные сооружения и наземные средства технического обслуживания). Базовый транспортный самолет Ан-124-100 модифицирован в качестве первой ступени для размещения на нем ракеты космического назначения (РКН) "Полет" РКК "Энергия". На самолете предполагается установка технологического оборудования РКН и систем подготовки к пуску (пусковое устройство для размещения и десантирования РКН из самолета-носителя, автоматизированная система управления подготовкой РКН к полету, автоматизированная система управления предпусковой подготовкой пуском и послепусковыми операциями, автоматизированная система управления полетом РКН, спутниковая навигационная система, измерительный комплекс ракетного сегмента, рабочие места для операторов пуска РКН с борта самолета). Самолет-носитель АН-124-100ВС с ракетой на борту выполняет беспосадочный перелет в зону пуска на дальность до 4000 км с нагрузкой до 120 т, производит пуск РКН на высоте около 10 км и возвращается на базу (о. Биак, Индонезия). Незаправленная ракета с оборудованием может составлять около 35 т и транспортироваться на дальность до 8000 км. Возможность максимального приближения места старта к заказчику способствует оперативности выполнения задачи и гибкости графика выведения КА.

Ан-124 "Руслан" в сопровождении 2 Су-27. Фото А. Соколов©

Состояние

Самолет Ан-124 состоит на вооружении ВВС России (около 26 самолетов). К началу 1998 г. было построено 54 летных экземпляра и один планер для статических испытаний. Самолет "Руслан" использовался для военных перевозок во время боевых действий в Афганистане, в районе Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса “Патриот”), а в период кризиса (Персидский залив, сентябрь 1990 г.) одним рейсом доставил 451 беженца из Аммана в Дакку. Эксплуатируется авиакомпаниями России ("Аэрофлот", "Волга-Днепр") и Украины, а также АНПК "Антонов". В конце 2000 г. один Ан-124 был продан Ливии (по словам главы АНТК им. Антонова Петра Балабуева).



Максимальная взлётная масса, кг 402000
Нормальная взлётная масса, кг 392000
Масса пустого самолёта, кг 173000
Максимальная посадочная масса, кг .
Масса топлива, кг 213275
Длина пробега, м 900
Длина разбега, м 2520
Крейсерская скорость, км/ч 800
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 865
Максимальная скорость у земли, км/ч .
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 5000-5600 с 120000-150000 кг (или 88 чел.)
Практический потолок, км до 12
Длина самолёта, м 69,10
Высота самолёта, м 21,08
Размах крыла, м 73,30
Площадь крыла, кв.м .
Энергетическая установка 4хТРДД Д-18Т по 23400 кгс каждый
Категория: Военно-транспортные самолеты | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 821 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500