Военно-транспортный самолет дальнего действия для решения стратегических задач по переброске войск на театры военных действий
История создания
Дальний тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан"
разработан в ОКБ им.О.К. Антонова и является самым большим самолетом
военно-транспортной авиации в мире. Первый полет опытный образец Ан-124
совершил 21.12.1982 г. в Киеве под управлением экипажа из 8 человек
(летчики-испытатели В.И. Терский (командир корабля) и А.В. Галуненко,
бортинженеры А.М. Шулещенко и В.М. Воротников, штурман А.П. Поддубный,
бортрадист М.А. Тупчиенко, ведущие инженеры по испытаниям М.Г. Харченко
и B.C. Михайлов).
Серийное производство самолета было развернуто на Киевском
авиационно-производственном объединении (КиАПО, 19 ед.) и
авиационно-производственном комплексе акционерного общества "Авиастар"
(АПК АО "Авиастар", г. Ульяновск, 36 ед. к 2001 г.). В 1985 г. на
самолете Ан-124 "Руслан" был установлен 21 мировой рекорд, в т.ч. по
грузоподъемности (171219 кг на высоте 2000 м) и рекорд дальности полета
по замкнутому маршруту (20150,92 км, 1987 г.). Впервые за рубежом
Ан-124 был продемонстрирован в 1985 г. на авиасалоне в Париже.
Эксплуатация самолета Аэрофлотом была начата в начале 1986 г. на
авиалиниях в Сибири (перевозка грузов на месторождениях газа и нефти).
На вооружение военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС СССР самолет Ан-124
"Руслан" поступил в январе 1987 года.
Назначение
Дальний тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан"
предназначен для воздушных перевозок войск со штатной боевой техникой и
вооружением из глубокого тыла на театры военных действий, парашютного
десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), а также
перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов.
Обеспечивает транспортировку стратегических баллистических ракет, трех
танков типа Т-80 и др. тяжелой военной техники.
Конструктивные особенности
Самолет Ан-124 выполнен по традиционной для тяжелых
военно-транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом
большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным
убирающимся в полете шасси. Использование относительно толстого
стреловидного крыла суперкритического профиля в сочетании с хорошими
формами фюзеляжа обусловили высокие аэродинамические качества и большую
дальность полета. Самолет создан с широким применением передовых
технологий и композиционных материалов в конструкции планера. Комплекс
десантно-транспортного оборудования, бортовая система
автоматизированного контроля технического состояния систем и
оборудования (1000 точек), две вспомогательные силовые установки с
электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность
эксплуатации самолета.
При максимальной массе топлива в 213740 кг., Ан-124 "Руслан"
грузоподъемность и дальность его полета в 2-3 раза больше, чем Ан-22 и Ил-76,
при этом расходуя топлива на 1 тонно-километр перевезенного груза в
2,5-3 раза меньше. Дальность полета Ан-124 с максимальной нагрузкой 120
т достигает 5600 км, а с нагрузкой 40 т - 11000 км, превосходя по этому
показателю на 10% американский тяжелый военно-транспортный самолет C-5B
Galaxy.
Фюзеляж самолета
имеет две палубы, которые с целью удобства эксплуатации и обслуживания
разделены на герметичные специализированные отсеки (грузовой отсек для
перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения
основного и сменного экипажей (по 7 чел.) и оборудования, верхняя
задняя палуба для размещения сопровождающих технику и грузов). Носовая
(откидывающаяся) и задняя части фюзеляжа оснащены грузовыми люками,
позволяющими оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных
грузов с обоих направлений.
Грузовой отсек (герметичный с наддувом, длина 36,5 м (26,5 м
без рампы), ширина 6,4 м, высота 4,4 м, объем более 1000 куб. м.)
обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т, парашютное
десантирование грузов общей массой до 100 т на платформах, а также
специально подготовленных грузов и техники, исключающих применение
платформ. Пол отсека выполнен из титанового сплава и допускает погрузку
всех видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с
нагрузкой на ось до 12 (10) т при размещении в один (два) ряд. Отсек
имеет 2 бортовых погрузочных крана грузоподъемностью по 10 т каждый и
передвижными напольными электрическими лебедками с тяговым усилием до
4,5 т каждая. Роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать
монолитные грузы массой до 50 т. Использование наддува позволяет
перевозить до 88 пассажиров на высоте до 8000 м без кислородного
оборудования.
Многоколесное шасси
(24 колеса) с системой приседания позволяет изменять стояночный клиренс
и угол наклона фюзеляжа для уменьшения наклона рамп и облегчения
процесса погрузки и выгрузки техники и грузов. Каждая основная опора
шасси состоит из 5 независимых двухколесных стоек, передняя опора - из
двух стоек по два колеса. Система управления поворотом передних стоек
способствует развороту самолета на ВПП шириной до 50 метров с
использованием тяги двигателей. При условии полного использования
боевых возможностей Ан-124 необходима бетонированная взлетно-посадочная
полоса (ВПП) длиной свыше 3000 м, но при необходимости самолет может
выполнять полеты и с грунтовых ВПП.
Силовая установка самолета Ан-124 "Руслан" состоит из четырех
турбореактивных двигателей (ТРДД, ЗМКБ "Прогресс") Д-18Т конструкции
В.А. Лотарева мощностью по 23400 кгс каждый. При большой мощности они
отличаются сравнительно небольшой собственной массой, низким расходом
топлива и невысоким уровнем шума. Максимальная масса топлива ограничена
взлетной массой самолета и составляет 213740 кг.
Оборудование
Бортовое оборудование предназначено для выполнения
транспортно-десантных задач и самолетовождения днем и ночью, в простых
и сложных метеорологических условиях, при противодействии противника,
длительном отрыве от аэродрома основного базирования и включает:
пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК), автоматизированный
комплекс средств связи (ТИП-15) и комплекс десантно-транспортного
оборудования. Пилотажно-навигационный прицельный комплекс (ПНПК-124)
включает пилотажный комплекс, радиолокационные станции (РЛС) переднего
обзора и обзора земной поверхности, оптико-телевизионный визир, системы
автономной навигации, высотно-скоростных параметров, ближней ("Омега")
и дальней ("Лоран") навигации, авиационный радиокомпас (АРК),
астронавигационную систему, аппаратуру вождения самолета в боевых
порядках и систему государственного опознавания. Всего в системах
управления самолетом используется 34 компьютера.
Модификации
Ан-124-100 – гражданская модификация Ан-124, сертифицирована в 1992 г.;
Ан-124-100М – модификация самолета с зарубежной
авионикой и экипажем из 4 человек. Не имеет мировых аналогов по
дальности полета, максимальной грузоподъемности (100-120 т) и габаритам
грузовой кабины. В отдельных случаях может совершать полеты с
коммерческой нагрузкой до 150 т (решение принимается по результатам
анализа характеристик аэродромов, взлета и посадки, запасных
аэродромов, а также метеоусловий вдоль трассы полета). Самолет
Ан-124-100 эксплуатируются 6 авиакомпаниями России и Украины. Стоимость
самолета оценивается приблизительно в 70 млн. долл. На самолетах
авиакомпании Волга-Днепр в 2000 г. была модернизирована авионика
(дополнительно установлены система предупреждения столкновений
самолетов в воздухе TCAS-II и система коммерческой спутниковой связи
SAT-906 фирмы Collins, система спутниковой навигации LTN-2001 и
инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах
LTN-101 фирмы Litton.), повышена грузоподъемность бортовых кранов до 30
т., до 4 человек уменьшен экипаж, повышена безопасность полетов и
точность навигации. Гондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими
элементами и по шумности звука самолет соответствует требованиям главы
3 приложения 16 стандартов ИКАО;
Ан-124-102 - модификация самолета с новым информационно-управляющим полем кабины экипажа в составе 3 чел.;
Ан-124-100ВС – является основой создаваемой в
настоящее время системы воздушного запуска спутников весом до 3500 кг
для вывода на низкие орбиты с широким диапазоном наклонения (0-115°).
Важнейший элемент авиационно-ракетного комплекса космического
назначения (АРК КН) совместного (Россия, Украина, Индонезия) проекта
"Воздушный старт" со сроком реализации в 2011 г. Авиационный сегмент
включает самолет-носитель (СН) с необходимой инфраструктурой
(инженерные сооружения и наземные средства технического обслуживания).
Базовый транспортный самолет Ан-124-100 модифицирован в качестве первой
ступени для размещения на нем ракеты космического назначения (РКН)
"Полет" РКК "Энергия". На самолете предполагается установка
технологического оборудования РКН и систем подготовки к пуску (пусковое
устройство для размещения и десантирования РКН из самолета-носителя,
автоматизированная система управления подготовкой РКН к полету,
автоматизированная система управления предпусковой подготовкой пуском и
послепусковыми операциями, автоматизированная система управления
полетом РКН, спутниковая навигационная система, измерительный комплекс
ракетного сегмента, рабочие места для операторов пуска РКН с борта
самолета). Самолет-носитель АН-124-100ВС с ракетой на борту выполняет
беспосадочный перелет в зону пуска на дальность до 4000 км с нагрузкой
до 120 т, производит пуск РКН на высоте около 10 км и возвращается на
базу (о. Биак, Индонезия). Незаправленная ракета с оборудованием может
составлять около 35 т и транспортироваться на дальность до 8000 км.
Возможность максимального приближения места старта к заказчику
способствует оперативности выполнения задачи и гибкости графика
выведения КА.
Состояние
Самолет Ан-124 состоит на вооружении ВВС России (около 26
самолетов). К началу 1998 г. было построено 54 летных экземпляра и один
планер для статических испытаний. Самолет "Руслан" использовался для
военных перевозок во время боевых действий в Афганистане, в районе
Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса
“Патриот”), а в период кризиса (Персидский залив, сентябрь 1990 г.)
одним рейсом доставил 451 беженца из Аммана в Дакку. Эксплуатируется
авиакомпаниями России ("Аэрофлот", "Волга-Днепр") и Украины, а также
АНПК "Антонов". В конце 2000 г. один Ан-124 был продан Ливии (по
словам главы АНТК им. Антонова Петра Балабуева).