Ил-76 (Candid), средний военно-транспортный самолет
Ил-76, средний транспортно-десантный самолет.
История создания
Разработка самолёта Ил-76 была начата в ОКБ им. Ильюшина (июнь
1966 г.) под руководством Г.В. Новожилова. Согласно технического
задания он должен был иметь грузоподъёмность и дальность действия в 2
раза большие, чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных
характеристик.
В 1969 г. был изготовлен полномасштабный макет самолёта, в
декабре того же года на опытном заводе ОКБ в Москве началась постройка
первого прототипа. Первый полёт состоялся 25 марта 1971 г. с
Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе, а в мае он демонстрировался на
29 международном авиасалоне в Ле Бурже. В апреле 1972 г. с первого
прототипа впервые десантированы 115 парашютистов, в конце 1972 г. -
поднялся второй прототип. Производство планировалось развернуть в
Воронеже, но позже было перенесено в г. Ташкент. Первый серийный Ил-76
был изготовлен в 1973 г. на авиазаводе № 84 в Ташкенте. Испытания с
использованием 2 прототипов и 2 серийных самолетов продолжались до
декабря 1974 года.
Войсковые испытания самолёта начались в ноябре 1973 г., а в
1974 г. первые самолеты стали поступать на вооружение
Военно-транспортной авиации. Официально принят на вооружение ВВС
приказом МО СССР от 21 апреля 1976 г.). В 1977 году началась регулярная
эксплуатация самолёта Аэрофлотом.
В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты.
В июле 1973 года на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов
(24 официально зарегистрированы в ФАИ). Первый отечественный
военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.
Назначение
Военный транспортно-десантный самолёт Ил-76 предназначен для
транспортировки и десантирования грузов и боевой техники массой до 47
т, а также личного состава с высот 4000 м и 8000 м соответственно.
Предусматривалось его применение в качестве бомбардировщика.
Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники
воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых
дивизий.
Конструктивные особенности
Ил-76 представляет собой однофюзеляжный высокоплан со
стреловидным крылом (250 по передней кромке, перелом по задней кромке)
и однокилевым хвостовым оперением.
Фюзеляж, круглый в сечении, разделён на
несколько герметизированных кабин: пилотов в верху носовой части
фюзеляжа, штурмана - под кабиной пилотов, грузовая кабина и кабина
стрелка кормовой пушечной установки. Передняя часть фюзеляжа оснащена
двумя люками, кормовая - трёхстворчатым задним грузовым люком. Личный
состав может десантироваться в четыре потока (два через грузовой люк).
Грузовая кабина герметизирована и
имеет: опускающуюся грузовую рампу, 2 тяговые грузовые лебедки
(установлены у передней стенки грузовой кабины), 4 электротельфера
грузоподъёмностью по 2,5 тонны и 4 подтрапника, ширина расположения
которых меняется. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы
выдвигаются на 5 м за порог рампы. Пол грузовой кабины оснащен
рольганговыми дорожками, что позволяет грузить, разгружать и
десантировать несамоходные моногрузы. В грузовой кабине возможна
установка 3 пассажирских модулей в виде стандартных контейнеров
пассажировместимостью по 30 человек каждый.
Крыло оснащено
мощной механизацией с пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми
закрылками Фаулера (впервые в мире). Имеются также двухсекционный
элерон и 4 тормозных щитка. Горизонтальное оперение находится на
верхней части киля, имеющего Т-образную форму.
Шасси с передней стойкой и
широкопрофильными шинами низкого давления, позволяет использовать
самолет как с бетонированных, так и с грунтовых и снежных
взлетно-посадочных полос. Основное шасси имеет 4 четырёхколёсных опоры.
Силовая установка
Состоит из 4 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КП
(ОАО «Авиадвигатель»), установленных на пилонах под крылом. Для запуска
двигателей используется вспомогательная силовая установка ТА-6
(Ступинское КБ машиностроения), размещенная в передней части левого
обтекателя. В правом обтекателе находятся аккумуляторы и фотоаппарат.
В последних модификациях самолётов предполагалось установить
двигатели ПС-90А-76 тягой 16000 кгс. Это должно повысить экономичность
и дальность полета. Стоимость замены двигателей относительно невелика и
включает небольшие конструктивные доработки и стоимость двигателей
ПС-90А (менее 2 млн. долл. за двигатель). При удельном расходе топлива
двигателей ПС-90А 0,58-0,60 кг/кгс (Д-30КП - 0,665), себестоимость
летного часа модернизированного самолета на 20% ниже, чем аналогичный
показатель самолета Ил-76ТД, составляющей 4 тыс. долл.
Оборудование
Для выполнения задач по предназначению самолет оборудован
прицельно-навигационным пилотажным комплексом (курсовая система, РЛС
обзора земной поверхности под кабиной штурмана, центральный цифровой
вычислитель, автоматические системы контроля и управления полетом,
радиотехническая система ближней навигации и посадки, система
опознавания национальной принадлежности, оптико-инфракрасный прицел,
аппаратура сигнализации об опасном приближении к земле), радиосвязное
оборудование, десантно-транспортное оборудование, средства
радиоэлектронной борьбы (станции постановки активных помех и
96-зарядные контейнеры с ложными тепловыми ловушками).
Вооружение
В качестве вооружения установлены две 23-мм пушки ГШ-23Л с
прицельной РЛС в кормовой установке. Могут использоваться авиационные
бомбы с двух внешних балочных держателей, а также сбрасываемые на
парашютах.
Модификации
Различные модификации Ил-76 являются основными самолётами
военно-транспортной авиации России и Украины, а также состоят на
вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая,
Ливии, Северной Кореи и Сирии. Всего создано 17 модификаций самолета.
Ил-76М (модифицированный) - с усиленным фюзеляжем, грузоподъемность до 42 т;
Ил-76Т (транспортный, Candid-А) - гражданская модификация Ил-76М;
Ил-76МД (модифицированный дальний,
Candid-B) - модифицированная версия Ил-76М с усиленными планером и
шасси, грузоподъемность до 50 т. Для повышения взлётно-посадочных
характеристик на грунтовых аэродромах тележки основного шасси
расположены поперёк корпуса. Время автономной эксплуатации увеличено до
двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных
пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков;
А-50 (Mainstay) - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления;
Ил-76К - самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости, создан в единственном экземпляре;
Ил-76ТД (транспортный дальний) –
модернизирован с целью увеличения массы коммерческого груза (до 50 т) и
дальности полёта, с усиленными фюзеляжем, шасси и крыльями.
Максимальная взлётная масса 190 т., дальность полёта с максимальной
загрузкой 3600 км;
Ил-78 (Midas) – самолет-заправщик на базе Ил-76МД;
Ил-76МД «Скальпель» - Ил-76МД,
переоборудованный в самолёт-госпиталь с тремя медицинскими модулями,
выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной
терапии, медицинский персонал 12 человек. Самолеты «Скальпель»
использовались в афганской войне и медицинском обеспечении
контртеррористической операции в Чеченской республике;
Ил-76ПС - поисково-спасательный самолет;
Ил-76ТД «Антарктида» - модифицированный вариант Ил-76ТД;
Ил-78М – модифицированный;
Ил-76ПП (постановщик помех) - модифицированный самолёт Ил-76МД, создан в единственном экземпляре;
Ил-76МДК - модифицированный самолёт Ил-76К;
Ил-76П - самолёт для тушения пожаров, берет на борт 32 т огнегасящей жидкости;
Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория) -
самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей с измененной
конфигурацией электронного оборудования и радиолокационных станций.
Исследуемый двигатель подвешивается на пилон вместо одного из штатных;
Ил-76МД - пожарный вариант для тушения пожаров, берет на борт 42 т огнегасящей жидкости;
Ил-76МФ – модифицированный Ил-76МД с
удлинённым на 6,6 м фюзеляжем, новыми двигателями ПС-90А-76 и
модернизированным бортовым оборудованием, грузоподъемность до 60 т.,
максимальная взлётная масса до 210 т. Начало создания – конец 1980 гг.,
первый полет – в 1995 г. Способен перевозить практически всю боевую
технику мотострелковой дивизии.
Состояние
Самолет Ил-76 серийно выпускается Ташкентским АПО им. В.П.
Чкалова с 1974 г., которое выпустило около 950 машин всех модификаций,
из которых 120 из экспортированы в Алжир, Индию, Ирак, Иран, Кубу,
Ливию, Северную Корею, Сирию и др. страны. В составе ВВС России имеется
около 300 самолетов, ВВС Украины – около 100, ВВС Беларуси – 18. Ремонт
Ил-76 осуществляется Быковским авиаремонтным заводом и ташкентским
ТАПОиЧ.
Дополнительные сведения
Ориентировочная стоимость одного Ил-76 составляет около 27 млн.
долл. Самолет хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76», «Щит-78»
и активно использовался в войне в Афганистане, где показал высокую
эффективность. За время боевых действий было потеряно всего 2 машины.
Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют
гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.
Максимальная взлётная масса, кг |
210000 (Ил-76МД) |
Нормальная взлётная масса, кг |
. |
Масса пустого самолёта, кг |
89000-93000 |
Максимальная посадочная масса, кг |
151500 |
Масса топлива, кг |
около 82000 |
Длина пробега, м |
780-1000 |
Длина разбега, м |
1700 |
Крейсерская скорость, км/ч |
750-800 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
850 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
7300/4200 с грузом 20/47 т |
Практический потолок, км |
15500 |
Длина самолёта, м |
46,59 |
Высота самолёта, м |
14,76 |
Размах крыла, м |
50,5 |
Площадь крыла, кв.м |
300 |
Энергетическая установка |
4хТРДД Д-30КП |
|