Ан-12 (CUB), военно-транспортный самолет
Самолет военно-транспортной авиации.
История создания и основные особенности
Ан-12 ("Куб" по классификации НАТО) создавался как военно-транспортный самолет для Советских ВВС, первый полет совершил в 1957 г.
Отличается
резко скошенной вверх хвостовой частью, позволявшей вести прямую
загрузку техники в самолет. В конце фюзеляжа за рулем высоты
установлена пушка и оборудовано место для стрелка. Ан-12 использовался,
в основном, для переброски воздушно-десантных войск. Часть самолетов
(Ан-12 "Куб-A" и "Куб-B") была оборудована для ведения электронной
разведки, а Ан-12 "Куб-С" - для электронного радиопротиводействия. На
вооружение поступил в 1958 г.
Гражданская
модель позволяла вести погрузочно-разгрузочные работы с помощью
аппарели, в которую превращались створки грузового люка.
Грузопассажирские самолеты начали использоваться Аэрофлотом в 1966 г.
Разработан
в ОКБ под руководством О.К. Антонова (АНТК им. О.К. Антонова). Серийно
выпускался на авиазаводах в Иркутске (1957-62 гг., 155 экз.), Воронеже
(1960-65 гг., 258 экз.) и Ташкенте (1962-72 гг., 830 экз.). Всего в
СССР построено 1200 самолетов Ан-12, серийное производство которого
прекращено в 1972 г. С 1980 г. по 1995 г. 50 самолетов Ан-12 под названием Y-8 построено в Китае. Всего создано около 40 модификаций этого самолета.
Описание
Ан-12 является свободнонесущим
монопланом цельнометаллической конструкции с верхним расположением
крыла, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси.
Фюзеляж
состоит из передней (отсек Ф1), средней (Ф2) и хвостовой (ФЗ) части, а
также кормовой (Ф5) кабины. В серийном самолете часть Ф4 объединена с
хвостовой (Ф3) частью. Силовая конструкция фюзеляжа состоит из 68
шпангоутов, 110 стрингеров и работающей обшивки (толщиной 1-2 мм).
Отсек Ф1 (герметичный
за счет наддува 0,4 кг/см2) включает кабины штурмана, летчиков и
сопровождающего груз персонала. Для обзора носок фюзеляжа остеклен
между, имеет фонарь летчиков с люком в верхней части для аварийного
покидания кабины при вынужденных посадках без шасси или на воду. Второй
аварийный люк установлен в полу кабины летчиков для покидания самолета
в воздухе или для входа в кабину. В нише передней стойки шасси
расположен соединительный фланец наземного кондиционера для обогрева
кабин на стоянке. Для защиты летчиков под креслами и по бортам кабины
установлены листы противоосколочной брони АПБЛ-1 толщиной 8 мм. Кресла оснащены бронеспинками из стали марки АБ-548 (16 мм) и бронезаголовниками (25 мм).
Отсек Ф2 является негерметичной
средней частью фюзеляжа (грузовой кабиной) и стыкуется с центропланом.
Плавный переход от центроплана к фюзеляжу обеспечивается передним и
задним обтекателями. Пол среднего отсека, как один из основных силовых
агрегатов фюзеляжа, представляет собой каркас, обшитый рифленкой. На
полу имеются узлы установки санитарных носилок и гнезда со
швартовочными узлами. Под полом расположены переднее и заднее багажные
помещения, а также отсек главных стоек шасси. Доступ в багажные
помещения происходит через люки в полу и в правом борту фюзеляжа. На
левом борту расположена входная дверь. Аварийные люки находятся на
правом и левом бортах. Отсек оснащен 15 окнами диаметром 384 мм;
три из которых выполнены в аварийных люках и одно - во входной двери.
Обтекатели шасси представляют собой негерметичные отсеки по обоим
бортам в зоне узлов навески стоек шасси и используются для размещения в
них отдельных агрегатов высотного и электрического оборудования,
топливной и гидравлической систем.
Отсек Ф3 служит для размещения узлов
крепления вертикального и горизонтального оперений. Грузовой пол по
конструкции аналогичен полу отсека Ф2. Проем грузового люка закрыт
двумя передними (открываются вбок) и одной задней (открывается вверх)
створками со ступеньками для прохода к заднему туалету и в кормовую
кабину через переходные настилы. Грузовой люк окантован справа и слева
балками с узлами навески створок. Обшивка створок грузолюка и фюзеляжа
частично снаружи защищена титановыми листами от повреждений концами фал
парашютов.
Кормовая часть фюзеляжа содержит
герметичную кабину стрелка и агрегаты кормовой артиллерийской
установки. Обзор стрелку обеспечивается через остекление фонаря
(прозрачная броня толщиной 110-135 мм) и боковые окна (оргстекло толщиной 14 мм).
Кормовая кабина имеет входной люк, в нижней части аварийный люк для
покидания ее в воздухе, с торца прикрыта съемным бронещитом (20 мм).
Фюзеляж изготовлен из алюминиевых (Д-16, В95, АЛ9) и магниевых (МД8 и МЛ5-Т4) сплавов, крепежные болты и детали стальные.
Крыло -
трапециевидное, двухлонжеронное, состоит из центроплана и четырех
отъемных консолей. Средние части несут двигатели. В средних частях
крыла размещены 18 мягких протектированных топливных баков, в
центроплане - 4 непротектированных. На нижней и верхней поверхностях
крыла имеются люки для доступа к проводке управления, агрегатам
топливной и гидравлической систем, заливным горловинам топливных баков
и топливомерам. Механизация крыла в средней части состоит из закрылков
и интерцепторов.
Горизонтальное
оперение состоит из двух консолей с нулевым углом установки, руля
высоты со 100% весовой компенсацией и возможностью перебалансировки с
помощью подвижных грузов. На его задней кромке установлены два
триммера. Вертикальное оперение - однокилевое с форкилем. Руль
направления имеет 100% весовую компенсацию, триммер и пружинный
сервокомпенсатор.
Шасси состоит
из передней стойки с двумя нетормозными колесами и двух главных стоек с
четырехколесными тележками и тормозными колесами. В полете шасси
убирается в фюзеляж. Давление в пневматиках колес позволяет
эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. Передняя стойка имеет
механизм поворота на угол до 35 град, в каждую сторону.
Силовая установка состоит
из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 с четырехлопастными
автоматическими флюгерными винтами левого вращения. Двигатель на
максимальном режиме развивает мощность 4000 э.л.с. Винты диаметром 4,5 м
имеют гидроприводы для изменения угла установки лопастей в полете и
флюгирования (расфлюгирования). Топливная система разделена на правую и
левую части с шестью группами баков каждая, объединенных трубопроводом
кольцевания. Емкость топливных баков - 14270 л. Самолет оборудован системой нейтрального газа и противопожарной системой.
Системы и оборудование
Для
обеспечения безопасного самолетовождения и решения других задач Ан-12
оснащен комплексом систем (гидро, противообледенительная и др.) и
(электро, пилотажно-навигационное, радио, десантно-транспортное и др.)
оборудования.
Десантно-транспортное
оборудование обеспечивает посадочное десантирование боевой и
инженерной техники с расчетами, боеприпасами и до 96 человек личного
состава. При парашютном десантировании для боевой техники с расчетами
(до 58 человек) и грузов используется парашютно-десантная тара типа
ПДММ-47, ПДУР-47 и ПДТЖ-120.
В
санитарном варианте возможна перевозка 60 больных или раненых на
унифицированных армейских носилках в сопровождении медработников.
Самолет Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение.
Для
защиты задней полусферы на самолете установлена кормовая башня ДБ-65У с
двумя 23-мм пушками АМ-23 с электросистемой дистанционного управления,
прицельно-вычислительным блоком и боекомплектом 700 патронов (350 на
каждую пушку). Скорострельность пушек - 1250-1350 выстр./мин на ствол.
Варианты
бомбардировочного вооружения могут включать: 2 фотографические бомбы
ФОТАБ-100-80, или 2 ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы НОСАБ-100,
или 2 дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы ДОСАБ-100 для сбрасывания
с балочных держателей; 6 цветных ориентирно-сигнальных авиабомб
ЦОСАБ-10, или 6 ночных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-8Н, или 6
дневных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-12Д, или 6 радиозондов для
сбрасывания из ящичного держателя; 70 авиабомб калибра 100 кг (ОФАБ, ЗАБ), или 29-32 авиабомбы калибра 250 кг (ОФАБ, ЗАБ, ПТАБ, РБК), или 18-22 авиабомбы калибра 500 кг (ФАБ, ЗАБ, ФЗАБ, РБК), или 18 авиамин УДМ-500 для сбрасывания с транспортера ТГ-12MB.
Для
прицельного бомбометания и сброса десантируемых грузов в кабине
штурмана установлен прицел НКПБ-7. Два наружных балочных бомбодержателя
расположены в передней части обтекателей шасси и два - в задней части
внутри. Ящичный держатель (ДЯ-СС-АТ) для вертикальной подвески 6 бомб
находится в хвостовой части фюзеляжа.
В ходе эксплуатации различные варианты Ан-12 оснащались аппаратурой: "Клин" (Ан-12А/Б, 1965 г.) – для контроля места самолетов в боевых порядках; "Яхта" (Ан-12БК, 1969 г.) – для засекречивания переговоров экипажа с землей и другими самолетами; 75Т (Ан-12БК, 1971 г.) – для обеспечения полетов по зарубежным авиатрассам; "Звено" (Ан-12БК, 1972 г.) – для пилотирования в плотных боевых порядках; «Кремний» (Ан-12БК, 1974 г.) – для дальней навигации.
Модификации
самолеты: Ан-12А, -12Б, -12БК, -12П, -12АП, -12БП - транспортные
самолеты; Ан-12БК-ИС - военно-транспортный, оборудованный для
радиоэлектронного противодействия; Ан-12ПП и Ан-12БК-ППС - самолеты
радиоэлектронной борьбы; Ан-12БП "Циклон" - самолет-метеолаборатория.
Применение
Важную роль сыграли советские Ан-12 в августе 1968 г.
в ходе ликвидации попытки проамериканского переворота в Чехословакии.
Особенно широко они применялись в Афганистане, где продемонстрировали
высокую эксплуатационную надежность при использовании с грунтовых
аэродромов и живучесть.
Самолеты
Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии,
Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в
локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах
мира. Самолеты Ан-12 различных модификаций долгое время составляли
основу военно-транспортной авиации страны, а их многочисленные
спецварианты с успехом применялись для решения широкого круга задач.
Состоящие
на вооружении военно-транспортной авиации РФ самолеты Ан-12 планируется
заменить самолетами нового поколения Ан-70 или Ту-330ВТ.
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение |
1958 |
Размах крыла |
38,0 м |
Длина самолета |
22,1 м |
Высота самолета |
10,53 м |
Площадь крыла |
121,7 кв.м |
Масса, кг |
|
- пустого самолета |
- 28000 |
- нормальная взлетная |
55100 |
- максимальная взлетная |
61000 |
Внутреннее топливо |
18100 л |
Тип двигателя |
4 ТВД «Прогресс» (Ивченко) АИ-20К |
Мощность |
4 х 4250 л.с. |
Максимальная скорость |
777 км/ч |
Крейсерская скорость |
670 км/ч |
Практическая дальность |
5700 км |
Дальность действия |
3200 км |
Практический потолок |
10200 м |
Экипаж |
5+1 чел |
Максимальная взлётная масса, кг |
61 000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
55 100 |
Масса пустого самолёта, кг |
28 000 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
. |
Длина пробега, м |
. |
Длина разбега, м |
. |
Крейсерская скорость, км/ч |
670 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
777 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
5 700 |
Практический потолок, км |
10200 м |
Длина самолёта, м |
22,1 |
Высота самолёта, м |
10,53 |
Размах крыла, м |
38,0 |
Площадь крыла, кв.м |
121,7 |
Энергетическая установка |
|