Воскресенье, 05.05.2024, 01:21
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Военно-транспортные самолеты

Ан-12 (CUB), военно-транспортный самолет

Ан-12 (CUB), военно-транспортный самолет

Ан-12

Самолет военно-транспортной авиации.



История создания и основные особенности


Ан-12. Фото с сайта -www.army.lv

Ан-12 ("Куб" по классификации НАТО) создавался как военно-транспортный самолет для Советских ВВС, первый полет совершил в 1957 г.

Отличается резко скошенной вверх хвостовой частью, позволявшей вести прямую загрузку техники в самолет. В конце фюзеляжа за рулем высоты установлена пушка и оборудовано место для стрелка. Ан-12 использовался, в основном, для переброски воздушно-десантных войск. Часть самолетов (Ан-12 "Куб-A" и "Куб-B") была оборудована для ведения электронной разведки, а Ан-12 "Куб-С" - для электронного радиопротиводействия. На вооружение поступил в 1958 г.

Гражданская модель позволяла вести погрузочно-разгрузочные работы с помощью аппарели, в которую превращались створки грузового люка. Грузопассажирские самолеты начали использоваться Аэрофлотом в 1966 г.

Разработан в ОКБ под руководством О.К. Антонова (АНТК им. О.К. Антонова). Серийно выпускался на авиазаводах в Иркутске (1957-62 гг., 155 экз.), Воронеже (1960-65 гг., 258 экз.) и Ташкенте (1962-72 гг., 830 экз.). Всего в СССР построено 1200 самолетов Ан-12, серийное производство которого прекращено в 1972 г. С 1980 г. по 1995 г. 50 самолетов Ан-12 под названием Y-8 построено в Китае. Всего создано около 40 модификаций этого самолета.


Описание


Ан-12 Чехии. Фото с сайта www.topgun.rin.ru

Ан-12 является свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции с верхним расположением крыла, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси.

Фюзеляж состоит из передней (отсек Ф1), средней (Ф2) и хвостовой (ФЗ) части, а также кормовой (Ф5) кабины. В серийном самолете часть Ф4 объединена с хвостовой (Ф3) частью. Силовая конструкция фюзеляжа состоит из 68 шпангоутов, 110 стрингеров и работающей обшивки (толщиной 1-2 мм).

 

Отсек Ф1 (герметичный за счет наддува 0,4 кг/см2) включает кабины штурмана, летчиков и сопровождающего груз персонала. Для обзора носок фюзеляжа остеклен между, имеет фонарь летчиков с люком в верхней части для аварийного покидания кабины при вынужденных посадках без шасси или на воду. Второй аварийный люк установлен в полу кабины летчиков для покидания самолета в воздухе или для входа в кабину. В нише передней стойки шасси расположен соединительный фланец наземного кондиционера для обогрева кабин на стоянке. Для защиты летчиков под креслами и по бортам кабины установлены листы противоосколочной брони АПБЛ-1 толщиной 8 мм. Кресла оснащены бронеспинками из стали марки АБ-548 (16 мм) и бронезаголовниками (25 мм).

 

Отсек Ф2 является негерметичной средней частью фюзеляжа (грузовой кабиной) и стыкуется с центропланом. Плавный переход от центроплана к фюзеляжу обеспечивается передним и задним обтекателями. Пол среднего отсека, как один из основных силовых агрегатов фюзеляжа, представляет собой каркас, обшитый рифленкой. На полу имеются узлы установки санитарных носилок и гнезда со швартовочными узлами. Под полом расположены переднее и заднее багажные помещения, а также отсек главных стоек шасси. Доступ в багажные помещения происходит через люки в полу и в правом борту фюзеляжа. На левом борту расположена входная дверь. Аварийные люки находятся на правом и левом бортах. Отсек оснащен 15 окнами диаметром 384 мм; три из которых выполнены в аварийных люках и одно - во входной двери. Обтекатели шасси представляют собой негерметичные отсеки по обоим бортам в зоне узлов навески стоек шасси и используются для размещения в них отдельных агрегатов высотного и электрического оборудования, топливной и гидравлической систем.

 

Отсек Ф3 служит для размещения узлов крепления вертикального и горизонтального оперений. Грузовой пол по конструкции аналогичен полу отсека Ф2. Проем грузового люка закрыт двумя передними (открываются вбок) и одной задней (открывается вверх) створками со ступеньками для прохода к заднему туалету и в кормовую кабину через переходные настилы. Грузовой люк окантован справа и слева балками с узлами навески створок. Обшивка створок грузолюка и фюзеляжа частично снаружи защищена титановыми листами от повреждений концами фал парашютов.

 

Кормовая часть фюзеляжа содержит герметичную кабину стрелка и агрегаты кормовой артиллерийской установки. Обзор стрелку обеспечивается через остекление фонаря (прозрачная броня толщиной 110-135 мм) и боковые окна (оргстекло толщиной 14 мм). Кормовая кабина имеет входной люк, в нижней части аварийный люк для покидания ее в воздухе, с торца прикрыта съемным бронещитом (20 мм).

Фюзеляж изготовлен из алюминиевых (Д-16, В95, АЛ9) и магниевых (МД8 и МЛ5-Т4) сплавов, крепежные болты и детали стальные.

 

Крыло - трапециевидное, двухлонжеронное, состоит из центроплана и четырех отъемных консолей. Средние части несут двигатели. В средних частях крыла размещены 18 мягких протектированных топливных баков, в центроплане - 4 непротектированных. На нижней и верхней поверхностях крыла имеются люки для доступа к проводке управления, агрегатам топливной и гидравлической систем, заливным горловинам топливных баков и топливомерам. Механизация крыла в средней части состоит из закрылков и интерцепторов.

Горизонтальное оперение состоит из двух консолей с нулевым углом установки, руля высоты со 100% весовой компенсацией и возможностью перебалансировки с помощью подвижных грузов. На его задней кромке установлены два триммера. Вертикальное оперение - однокилевое с форкилем. Руль направления имеет 100% весовую компенсацию, триммер и пружинный сервокомпенсатор.

Шасси состоит из передней стойки с двумя нетормозными колесами и двух главных стоек с четырехколесными тележками и тормозными колесами. В полете шасси убирается в фюзеляж. Давление в пневматиках колес позволяет эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. Передняя стойка имеет механизм поворота на угол до 35 град, в каждую сторону.

 

Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 с четырехлопастными автоматическими флюгерными винтами левого вращения. Двигатель на максимальном режиме развивает мощность 4000 э.л.с. Винты диаметром 4,5 м имеют гидроприводы для изменения угла установки лопастей в полете и флюгирования (расфлюгирования). Топливная система разделена на правую и левую части с шестью группами баков каждая, объединенных трубопроводом кольцевания. Емкость топливных баков - 14270 л. Самолет оборудован системой нейтрального газа и противопожарной системой.


Системы и оборудование


Ан-12 в полете. Фото с сайта www.combatavia.info

Для обеспечения безопасного самолетовождения и решения других задач Ан-12 оснащен комплексом систем (гидро, противообледенительная и др.) и (электро, пилотажно-навигационное, радио, десантно-транспортное и др.) оборудования.

Десантно-транспортное оборудование обеспечивает  посадочное десантирование боевой и инженерной техники с расчетами, боеприпасами и до 96 человек личного состава. При парашютном десантировании для боевой техники с расчетами (до 58 человек) и грузов используется парашютно-десантная тара типа ПДММ-47, ПДУР-47 и ПДТЖ-120.

В санитарном варианте возможна перевозка 60 больных или раненых на унифицированных армейских носилках в сопровождении медработников.

 

Самолет Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение.

Для защиты задней полусферы на самолете установлена кормовая башня ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23 с электросистемой дистанционного управления, прицельно-вычислительным блоком и боекомплектом 700 патронов (350 на каждую пушку). Скорострельность пушек - 1250-1350 выстр./мин на ствол.

 

Варианты бомбардировочного вооружения могут включать: 2 фотографические бомбы ФОТАБ-100-80, или 2 ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы НОСАБ-100, или 2 дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы ДОСАБ-100 для сбрасывания с балочных держателей; 6 цветных ориентирно-сигнальных авиабомб ЦОСАБ-10, или 6 ночных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-8Н, или 6 дневных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-12Д, или 6 радиозондов для сбрасывания из ящичного держателя; 70 авиабомб калибра 100 кг (ОФАБ, ЗАБ), или 29-32 авиабомбы калибра 250 кг (ОФАБ, ЗАБ, ПТАБ, РБК), или 18-22 авиабомбы калибра 500 кг (ФАБ, ЗАБ, ФЗАБ, РБК), или 18 авиамин УДМ-500 для сбрасывания с транспортера ТГ-12MB.

Для прицельного бомбометания и сброса десантируемых грузов в кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7. Два наружных балочных бомбодержателя расположены в передней части обтекателей шасси и два - в задней части внутри. Ящичный держатель (ДЯ-СС-АТ) для вертикальной подвески 6 бомб находится в хвостовой части фюзеляжа.

В ходе эксплуатации различные варианты Ан-12 оснащались аппаратурой: "Клин" (Ан-12А/Б, 1965 г.) – для контроля места самолетов в боевых порядках; "Яхта" (Ан-12БК, 1969 г.) – для засекречивания переговоров экипажа с землей и другими самолетами; 75Т (Ан-12БК, 1971 г.) – для обеспечения полетов по зарубежным авиатрассам; "Звено" (Ан-12БК, 1972 г.) – для пилотирования в плотных боевых порядках; «Кремний» (Ан-12БК, 1974 г.) – для дальней навигации.

Модификации самолеты: Ан-12А, -12Б, -12БК, -12П, -12АП, -12БП - транспортные самолеты; Ан-12БК-ИС - военно-транспортный, оборудованный для радиоэлектронного противодействия; Ан-12ПП и Ан-12БК-ППС - самолеты радиоэлектронной борьбы; Ан-12БП "Циклон" - самолет-метеолаборатория.


Применение


Ан-12. Фото с сайта www.rustrana.ru

Важную роль сыграли советские Ан-12 в августе 1968 г. в ходе ликвидации попытки проамериканского переворота в Чехословакии. Особенно широко они применялись в Афганистане, где продемонстрировали высокую эксплуатационную надежность при использовании с грунтовых аэродромов и живучесть.

 

Самолеты Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира. Самолеты Ан-12 различных модификаций долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны, а их многочисленные спецварианты с успехом применялись для решения широкого круга задач.

Состоящие на вооружении военно-транспортной авиации РФ самолеты Ан-12 планируется заменить самолетами нового поколения Ан-70 или Ту-330ВТ.


Тактико-технические характеристики


Год принятия на вооружение

1958

Размах крыла

38,0 м

Длина самолета

22,1 м

Высота самолета

10,53 м

Площадь крыла

121,7 кв.м

Масса, кг


- пустого самолета

- 28000

- нормальная взлетная

55100

- максимальная взлетная

61000

Внутреннее топливо

18100 л

Тип двигателя

4 ТВД «Прогресс» (Ивченко) АИ-20К

Мощность

4 х 4250 л.с.

Максимальная скорость

777 км/ч

Крейсерская скорость

670 км/ч

Практическая дальность

5700 км

Дальность действия

3200 км

Практический потолок

10200 м

Экипаж

5+1 чел



Максимальная взлётная масса, кг 61 000
Нормальная взлётная масса, кг 55 100
Масса пустого самолёта, кг 28 000
Максимальная посадочная масса, кг .
Масса топлива, кг .
Длина пробега, м .
Длина разбега, м .
Крейсерская скорость, км/ч 670
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 777
Максимальная скорость у земли, км/ч .
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 5 700
Практический потолок, км 10200 м
Длина самолёта, м 22,1
Высота самолёта, м 10,53
Размах крыла, м 38,0
Площадь крыла, кв.м 121,7
Энергетическая установка
Категория: Военно-транспортные самолеты | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 1344 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500