Ми-8 (Ми-17), семейство средних транспортно-боевых (многоцелевых) вертолетов
Семейство
транаспортно-десантных (многоцелевых) вертолетов военного и
гражданского назначения, способных выполнять широкий круг задач
История создания
Средний транспортно-боевой (многоцелевой) вертолет Ми-8 был
разработан в начале 1960 гг. ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО "МВЗ им.
М.Л.Миля") в кооперации с другими предприятиями, а программа его
создания стала крупнейшей в мире вертолетостроения. Он создавался как
глубокая модернизация вертолета Ми-4 с газотурбинным двигателем (ГТД).
Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем) поднялся в воздух
в июле 1961 г., второй (с двумя двигателями) – в сентябре 1962 г.,
первый полет опытного вертолета - в 1962 г., Ми-8МТ (Ми-17) – в 1975 г.
Серийное производство Ми-8 началось в 1965 г. на ОАО "Казанский
вертолетный завод" и ОАО "Улан-Удэнский вертолетный завод". Вертолет
Ми-8 принят на вооружение советских ВВС в 1967 г. Серийное производство
Ми-8МТ началось в 1977 г., Ми-8МТВ – в 1991 г. На вертолете Ми-8
установлено несколько мировых рекордов, в том числе рекорд дальности
полета по прямой, который не побит до настоящего времени.
Назначение
Средний транспортно-боевой (многоцелевой) вертолет Ми-8 (Ми-17)
предназначен для выполнения широкого круга задач в интересах
гражданских ведомств и силовых структур.
Особенности
Конструктивно вертолет Ми-8 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым
винтом, крылом и фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого
широко используются крупногабаритные штамповки и клеесварные
соединения. Пол и кабина экипажа имеет бронирование. Остекление кабины
пилотов обеспечивает хороший обзор. Грузовая кабина вертолета
достаточно просторна и, при необходимости, может быть адаптирована для
различных вариантов применения. Шасси трехопорное неубирающееся с
самоориентирующейся сдвоенной передней опорой. Лопасти несущего винта
цельнометаллические и оснащены сигнализацией повреждения лонжерона. Для
защиты от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, а также
стекла кабины экипажа оснащены электротепловой противообледенительной
системой. Вертолет может быть оснащен лебедкой (ЛПГ-300) и средствами
для закатки поддона грузоподъемностью 2500 кг. Для транспортировки
грузов массой до 3 т машина может быть оснащена системой внешней
подвески.
Оснащение
Двигательная установка. На основных
модификациях вертолета Ми-8 в настоящее время устанавливается два
газотурбинных двигателя типа ТВ3-117ВМ мощностью по 2000 л.с. каждый,
который производится ГУП "Завод им. В.Я. Климова".
Вооружение. На вертолете Ми-8 может
устанавливаться до 4 блоков Б-8В20А с неуправляемыми авиационными
ракетами (НАР); до 4 съемных стрелково-пушечных установок (СПУ)
УПК-23-250 с двумя 23-мм пушками ГШ-23Л; бомбы калибра 50-500 кг общей
массой до 2000 кг; в носовой части - подвижная установка с 12,7-мм
пулеметом, в проемах блистеров - до 8 шкворневых установок с 7,62-мм
пулеметами.
Оборудование. В состав оборудования
вертолета входит комплекс пилотажно-навигационных приборов,
метеорадиолокатор (МРЛС), связное оборудование, система создания
пассивных радиоэлектронных помех.
Состояние
Всего построено около более 11000 вертолетов (примерно 7300 в Казани
и 3800 в Улан-Удэ) типа Ми-8 (Ми-17) более чем 150 модификаций, которые
эксплуатируются в 70 государствах мира. Первый в настоящее время
производит, в основном, модификации Ми-17-1В в различной комплектации и
исполнении (до 90-95% поступает на экспорт), а второй - выпускает
модификации Ми-8АМТ (Ми-171) и МИ-8АТМШ (Ми-171Ш).
Ми-8 - базовая модель вертолета; Ми-8П - пассажирский (28 пассажиров) вертолет с двигателями ТВ2-117А (2х1500 л.с); Ми-8Т - транспортно-десантный вертолет с двигателями ТВЗ-117А (24 десантника, на вооружении с 1968 г.); Ми-8ТВ – транспортно-десантный вертолет с усиленным вооружением (блоки НАР, ПТУР "Фаланга"); Ми-8МТ (Ми-17) - модернизированный транспортно-десантный вертолет (1980 г.) с двигателем ТВЗ-117МТ (2х1900 л.с); Ми-18 – модифицированный Ми-8Т с увеличенной на 1 м кабиной (1982 г., 38 солдат или груз массой до 6,5 т); Ми-8МТВ-1 (-2, -3, -5) -
многоцелевые модификации для применения в транспортно-десантном, боевом
(с блоками НАР, бомбами и стрелково-пушечным вооружением),
поисково-спасательном (ПСС, Ми-8ПС, Ми-8СПА) и санитарном вариантах;
Ми-171, Ми-172 - пассажирские вертолеты; Ми-8С (Ми-17С), Ми-8ПС "Салон" - пассажирские вертолеты повышенной комфортности на 9-11 мест со средствами связи и метеолокатором;
Ми-8ВЗПУ, Ми-9, Ми-19, Ми-19Р - вертолетные
воздушные командные пункты для командиров общевойсковых и авиационных
дивизий с комплексом средств связи, отсеками операторов для оперативной
группы, обеспечивает автономное базирование; Ми-8СМВ, Ми-8ПП, Ми-8ППА, Ми-8ПГ -
постановщики помех, оборудуются станциями (комплексом) РЭБ типа
"Смальта-В", вариант Ми-8ППА используется для постановки помех наземным
РЛС обнаружения, наведения и целеуказания;
Ми-8МБ, Ми-8МТБ - медицинские вертолеты; Ми-8АВ (Ми-8АД) - миноукладчик для постановки противотанковых (противопехотных) минных заграждений, Ми-8БТ - буксировщик тралов; Ми-8КП – поисково-спасательный вертолет для поиска спускаемых космических аппаратов со специальным комплексом связи "Сайгак"; Ми-8ТАРК - телевизионный разведчик-корректировщик; Ми-8ТЗ - топливозаправщик.
В настоящее время ОАО "МВЗ им.М.Л. Миля" проводит комплексную
модернизацию вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17), что позволяет им
оставаться одними из самых перспективных и экономически выгодных
винтокрылых машин ХХI века. Модернизация вертолетов проводится в целях
продления их жизненного цикла (ресурсов и сроков эксплуатации),
повышения тактико-технических и экономических показателей, обеспечения
возможности круглосуточного применения, улучшения условий работы
экипажа и погрузки (выгрузки) войск и техники, а также повышения защиты
экипажа, пассажиров и живучести конструкции в целом.
Это достигается за счет установки двигателя ВК-2500 с максимальной
взлетной мощностью 2400 л.с., новой вспомогательной силовой установки,
несущего винта повышенной эффективности с лопастями из композиционных
материалов и втулкой с эластомерными подшипниками, Х-образного рулевого
винта, бортовой авионики с приборным оборудованием по типу glass
cockpit и унифицированного пилотажно-навигационного оборудования
круглосуточного применения. Дальнейшему повышению эффективности
вертолетов типа Ми-8 способствует исполнение носовой части фюзеляжа
современной формы с откидывающимся обтекателем отсека метеолокатора,
оборудование машины опускаемой задней рампой-аппарелью с гидравлическим
приводом, установкой широкой правой боковой двери, системы внешней
подвески грузоподъемностью до 5 т., спасательного оборудования со
стрелой грузоподъемностью 300 кг, новых топливной, гидравлической и
электрической систем, средств спасения и жизнеобеспечения, а также
другого современного оборудования. Капитально-восстановительный ремонт
и переоборудование вертолетов Ми-8 (Ми-17) любых модификаций с 1992 г.
проводится г. Конотопским авиаремонтным заводом "АВИАКОН".
Двигатели, количество, тип и модель |
2хГТД ТВ3-117ВМ |
Мощность, кВт |
2х2000 л.с. |
Габариты (длина х высота х размах крыла (фюзеляж) |
18,424х2,5х4,86 (без винта) |
Максимальная взлётная масса, кг |
13000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
11100 |
Боевая нагрузка |
до 2000, перевозимого груза - 4000 |
Максимальная вертикальная перегрузка |
. |
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч |
250 |
Крейсерская скорость, км/ч |
230 |
Скорость вертикального набора высоты (Н=2500) |
. |
Скорость полёта (на пикировании) |
. |
Статический потолок, м |
1760 |
Динамический потолок, м |
5000 |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
500 (максимальная) |
Число лопастей |
5 |
|