Ми-26 (Halo), тяжелый транспортный вертолет
Предназначен
для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузовой кабины и на
внешней подвеске, а также эвакуации больных и раненых, выполнения
спасательных работ.
История создания
Тяжелый
транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный
конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий
конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и
Ми-10.
Аванпроект
был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены
положительные заключения профильных институтов и министерства обороны.
В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной
комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных
работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.
Первый
летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре
1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением
экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В
феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г.
Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные
Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г.
по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150
полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены
рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его
на вооружение Советской Армии.
Серийное
производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе
(ОАО "Роствертол"), двигателя Д-136 - на Запорожском ПО
"Моторостроитель" (сегодня АО "Мотор Cич", главный конструктор Ф.М.
Муравченко).
Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.
В
октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное
производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено
более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия
насчитывала три (№№01-01 - 01-03), вторая - пять (№№02-01 - 02-05)
машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один
вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических
испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч.
12 в Канаду и 10 в Индию).
Назначение
Тяжелый
транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных
грузов внутри грузовой кабины и на внешней подвеске, а также эвакуации
больных и раненых, выполнения спасательных работ.
Способен перевозить груз массой до 20 т на расстояние до 400 км на высоте более 1 500 м.
Конструктивные особенности
Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси.
Фюзеляж
полумонококковой конструкции выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с
широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В
носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика
на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За
первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым -
штурман-радиооператор, между летчиками на откидном сиденье может
располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа размещена
отдельная кабина для четырех пассажиров.
В
центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина. Она оснащена
механизированными средствами погрузки и выгрузки, состоящими из двух
тельферов грузоподъемностью по 2500 кг и электролебедки с усилием 500
кг для перемещения грузов по полу кабины, который оборудован
рольгангами и крюками для крепления грузов. Кабина снабжена грузовым
люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками.
Хвостовая
балка с плоской нижней поверхностью для улучшения условий погрузки и
выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным
профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и
регулируемым на стоянке стабилизатором.
Несущий винт
восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими
демпферами. Лопасти прямоугольной формы имеют усовершенствованные
аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09
на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной
конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются
26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым
заполнителем. Носок лопасти защищен противокоррозионной накладкой из
титанового сплава. Хорда лопасти 0,835м, окружная скорость концов
лопастей 220 м/с.
Рулевой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы из стеклопластика.
Шасси
неубирающееся трехопорное, со сдвоенными основными колесами и
убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся,
главные опоры со сдвоенными колесами размерами 1120х450 мм отличаются
небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают
на стоянке изменение клиренса.
Силовая установка
вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной
мощностью по 11400 л.с. и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88
(расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск
двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы
кондиционирования на стоянке).
Двигатели
Д-136 установлены рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах,
разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники
двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими
противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему
автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из
строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность
второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта
(132 об/мин).
Трансмиссия
состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода
рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта.
Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет
приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного
над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и
вертолетных агрегатов. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота
3,02м, масса 3640 кг.
Для
обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей
оснащены большими откидными панелями, используемыми как рабочие
площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания
трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.
Топливная система включает несколько мягких топливных баков общей емкостью 12000 л.
Оборудование.
Навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных
метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему "Гребень-2",
пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт АГР-83-15,
автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему
ближней навигации "Веер-М", доплеровский измеритель скорости и угла
сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему "Ромашка", радиовысотомер
А-036.
Пилотажный
комплекс ПКВ-26-1 включает четырехканальный автопилот ВУАП-1, систему
траекторного управления, систему директорного управления, систему
гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.
Радиосвязная
аппаратура включает командные УКВ-радиостанции Р-863 и Р-828, связную
KB радиостанцию "Ядро-1Б", аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное
переговорное устройство СПУ-8, бортовую телевизионную аппаратуру БТУ-1Б
с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для
наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. Установлена
магнитная система регистрации полетных данных "Тестер-УЗ", аппаратура
речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в
полете.
Вооружение: 7 шкворневых установок под автомат или ручной пулемет.
Основные характеристики
Диаметр главного винта, м |
32 |
Диаметр хвостового винта, м |
7,61 |
Длина, м |
33,73 |
Высота, м |
8,15 |
Масса, кг: |
|
пустого |
28200 |
нормальная взлетная |
49600 |
максимальная взлетная |
56000 |
Внутреннее топливо, л |
12000 |
Двигатель |
2хГТД Д-136 |
Мощность двигателя, кВт |
2х8380 |
Максимальная скорость, км/ч |
295 |
Крейсерская скорость, км/ч |
255 |
Практический потолок, м |
6500 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Дальность действия, км |
800 |
Статический потолок, м |
1800 |
Экипаж, чел |
5 |
Полезная нагрузка |
85 солдат, или 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими, или 20 т груза в кабине, или 18,5 т на подвеске |
Модификации:
Ми-26 - первая серийная модификация;
Ми-26А
- модификация с объединенной системой управления и навигации для
автоматического захода на посадку и снижения в заданном месте;
Ми-26К - проектируемый тяжелый вертолет-кран с максимальной коммерческой нагрузкой, увеличенной до 25 т;
Ми-26Л - летающая лаборатория;
Ми-26М
- усовершенствованный вариант вертолета с новым несущим винтом с
улучшенной аэродинамикой лопастей, новыми ГТД Д-127 ЗМКБ "Прогресс"
мощностью по 10440 кВт, и усовершенствованным оборудованием. Вертолет
обладает улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях
высоких температур воздуха и высокорасположенных ВПП и при отказе
одного двигателя. Максимальная перевозимая нагрузка увеличена до 25 т.
В 1992 г. был разработан аванпроект, строится опытный вертолет,
серийное производство планировалось после 1996 г. В 1993 г. на 40-й
авиационно-космической выставке в Париже демонстрировалась модель
вертолета;
Ми-26НЕФ-М - противолодочный. В 1990 году переоборудован 1 серийный Ми-26;
Ми-26П
- пассажирский вертолет с салоном на 70 мест, по пять в ряду с одним
проходом, с багажом и бытовыми отсеками. Для обеспечения комфорта
применена теплоизоляционная отделка и система кондиционирования воздуха;
Ми-26ПП - постановщик активных помех. Разработан в 1988 году, изготовлен в одном экземпляре;
Ми-26С
- вертолёт для дезактивационных работ. Отличался наличием резервуара
для дезактивирующей жидкости, системой опрыскивания под фюзеляжем.
Разработан в 1986 году, применялся при ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС;
Ми-26Т
- гражданский транспортный вертолет, подобен военно-транспортному
вертолету. Противопожарный вариант снабжен баком емкостью 7500 л для
пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну
или две насадки;
Ми-26ТМ - вариант с подвесной кабиной для пилотирования при операциях с подвесным грузом;
Ми-26ТЗ
- вертолет-топливозаправщик с дополнительными баками для топлива
емкостью 14040 л и смазочных материалов (емкость 1040 л), снабжен
оборудованием для одновременной заправки топливом четырех самолетов или
10 автомашин;
Ми-26ТП - пожарный вертолет;
Ми-26ТС - сертифицированный по номерам летной годности СНГ (на основе FAE.29) вариант вертолета Ми-26;
Ми-27 - летающий командный пункт.
Опыт эксплуатации
В
октябре 1985 г. потерпел катастрофу Ми-26 в районе поселка Московский
под г. Душанбе из-за поломки трансмиссии хвостового винта. При
аварийной посадке вертолет сильно ударился о землю и полностью
разрушился.
Вертолет
активно использовался в 1986 г. при ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС. Для уменьшения влияния радиации в кабинах была
установлена защита из свинца. Вертолет выполнял транспортные перевозки,
а также выливал специальную клейкую жидкость для связывания на земле
радиоактивной пыли. Из-за высокой радиоактивной зараженности один
вертолет впоследствии был захоронен. В Чернобыле с помощью Ми-26 было
выполнено несколько сложных операций.
Участвовал
вертолет Ми-26 в вооруженных конфликтах на Кавказе. В воне между
Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах они выполняли полеты в
интересах воинских подразделений Закавказского военного округа,
доставляли гуманитарные грузы местному населению и эвакуировали
беженцев. При этом неоднократно возвращались на базу с пробоинами. 3
марта 1992 г. один Ми-26 при перевозке в с. Гюлистан (Шаумяновский р-н,
Карабаха) 20 т муки он был атакован неопознанным Ми-8, после отражения
его атаки прикрывающим Ми-24, был поражен ракетой ПЗРК, загорелся и
упал возле азербайджанского села Сейдиляр (12 человек погибли). В том
же месяце Ми-26 выполнили около 30 вылетов для эвакуации из
Степанакерта личного состава и техники 366-го полка ОВС СНГ. 12 мая
Ми-26, перевозивший продовольствие для одной из частей ОВС СНГ, был
сбит огнем ПВО, при падении погибло 6 человек.
Активно использовались вертолеты Ми-26 в боевых действиях с чеченскими сепаратистами.
Сегодня
Ми-26 эксплуатируются всеми силовыми структурами. Осенью 1999 г. один
Ми-26 МВД потерпел аварию в Ботлихской долине (Дагестан) при перевозке
боеприпасов и сгорел. В Таджикистане находится 23 ОАП Погранвойск.
После
распада СССР в распоряжении Министерства обороны Украины оказалось 28
Ми-26. Они использовались для выполнения плановых полетов, решения
народнохозяйственных задач (установка водонапорной башни в гарнизоне
Рауховка), учениях, в миротворческой миссии ООН в бывшей Югославии. С
29 июля 1995 г. по 14 февраля 1996 г. в Югославии они выполнили 452
полета общей продолжительностью 467 часов (перевезено 2172 т грузов и
2746 пассажиров). К 1999 г. у всех украинских Ми-26 закончился
календарный межремонтный ресурс. Для дальнейшего использования
вертолетов требовалось проведение дорогостоящих работ и эксплуатация
машин была остановлена. В настоящее время в Калинове находятся 17
Ми-26, а 11 - на территории Конотопского авиаремонтного завода.
В
начале 80-х гг. четыре Ми-26 вошли в состав ВВС этой страны, где
используются до настоящего времени. Принято решение о проведении
капитально-восстановительного ремонта этих вертолетов в Ростове и
переоборудовании одного из них в летающий госпиталь.
Два
Ми-26 проданы Мексике, два - Малайзии, три - Перу, два - Северной
Корее, один находится в Южной Корее, один Ми-26ТС - Греции (компания
Scorpion International). Несколько фирм дальнего зарубежья используют
Ми-26 на лизинговой основе. Возможна продажа вертолетов Ми-26 в
Сингапур, Кроме Украины, Ми-26 эксплуатируются в Беларуси и
Казахстане.
Вертолеты
экспортировались в Индию (10), КНДР (2), Малайзию (2), Перу (3), Южную
Корею (1), эксплуатируются также в Беларуси, Казахстане и Украине.
Серийное строительство Ми-26 продолжается.
Капитально-восстановительный
ремонт, переоборудование вертолетов Ми-26 любых модификаций
осуществляются с 1989 г. по настоящее время на Конотопском
авиаремонтном заводе «АВИАКОН».
Двигатели, количество, тип и модель |
2хГТД Д-136 |
Мощность, кВт |
2х8380 |
Габариты (длина х высота х размах крыла (фюзеляж) |
33,73 х 8,15 х . |
Максимальная взлётная масса, кг |
56 000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
49 600 |
Боевая нагрузка |
. |
Максимальная вертикальная перегрузка |
. |
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч |
295 |
Крейсерская скорость, км/ч |
255 |
Скорость вертикального набора высоты (Н=2500) |
. |
Скорость полёта (на пикировании) |
. |
Статический потолок, м |
1 800 |
Динамический потолок, м |
. |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
800 |
Число лопастей |
|