Понедельник, 29.04.2024, 06:48
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Транспортно-десантные вертолеты

Ми-26 (Halo), тяжелый транспортный вертолет

Ми-26 (Halo), тяжелый транспортный вертолет

Ми-26. Фото www.svavia.ru

Предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузовой кабины и на внешней подвеске, а также эвакуации больных и раненых, выполнения спасательных работ.


Ми-26. Фото www.svavia.ru

История создания

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 разработан МВЗ им. М.Л.Миля (генеральный конструктор М.Н.Тищенко, главный конструктор Г.П.Смирнов, ведущий конструктор О.П.Бахов.) и предназначался для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10.

Аванпроект был одобрен в декабре 1971 г., на следующий год были получены положительные заключения профильных институтов и министерства обороны. В 1972 г. был построен макет Ми-26, который был принят Государственной комиссией в 1975 г. К тому времени завершилось большинство проектных работ, а новым ведущим конструктором стал В.В. Шутов.

Первый летный прототип Ми-26 вышел из сборочного цеха (г. Панки) в октябре 1977 г., а 14 декабря того же года он поднялся в воздух под управлением экипажа во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р.Карапетяном. В феврале 1978 г. вертолет перелетел на летно-испытательную базу в г. Люберцы, где начались его заводские испытания. Совместные Государственные испытания двух Ми-26 проходили в НИИ ВВС с мая 1979 г. по август 1980 г. Оба вертолета за время испытаний выполнили 150 полетов общей продолжительностью 104 ч. В результате были получены рекомендации для запуска Ми-26 в серийное производство и принятия его на вооружение Советской Армии.

Серийное производство Ми-26 было организовано на Ростовском вертолетном заводе (ОАО "Роствертол"), двигателя Д-136 - на Запорожском ПО "Моторостроитель" (сегодня АО "Мотор Cич", главный конструктор Ф.М. Муравченко).

Принят на вооружении ВВС в 1985 г., до 1997 г. выпущено 276 машин.

В октябре 1980 г. начались испытания первого Ми-26 (№01-01). Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г., всего было построено более 300 вертолетов гражданского и военного назначения. Первая серия насчитывала три (№№01-01 - 01-03), вторая - пять (№№02-01 - 02-05) машин. Дальнейшее производство шло сериями по десять машин. Один вертолет (№04 -10А) в 1985 г. был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 40 вертолетов были экспортированы в различные страны (в т.ч. 12 в Канаду и 10 в Индию).

Ми-26. Фото А. Соколов

Назначение

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузовой кабины и на внешней подвеске, а также эвакуации больных и раненых, выполнения спасательных работ.

Способен перевозить груз массой до 20 т на расстояние до 400 км на высоте более 1 500 м.

Кабина экипажа Ми-26. Фото www.aviastar.org

Конструктивные особенности

Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси.

 

Фюзеляж полумонококковой конструкции выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым - штурман-радиооператор, между летчиками на откидном сиденье может располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа размещена отдельная кабина для четырех пассажиров.

 

Грузовая кабина Ми-26. Фото А. Соколов

В центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина. Она оснащена механизированными средствами погрузки и выгрузки, состоящими из двух тельферов грузоподъемностью по 2500 кг и электролебедки с усилием 500 кг для перемещения грузов по полу кабины, который оборудован рольгангами и крюками для крепления грузов. Кабина снабжена грузовым люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками.

Хвостовая балка с плоской нижней поверхностью для улучшения условий погрузки и выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и регулируемым на стоянке стабилизатором.

 

Ми-26. Фото www.svavia.ru

Несущий винт восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы имеют усовершенствованные аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09 на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем. Носок лопасти защищен противокоррозионной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835м, окружная скорость концов лопастей 220 м/с.

 

Рулевой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы из стеклопластика.

 

Шасси неубирающееся трехопорное, со сдвоенными основными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся, главные опоры со сдвоенными колесами размерами 1120х450 мм отличаются небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают на стоянке изменение клиренса.

Ми-26. Фото А. Соколов

Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью по 11400 л.с. и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке).

Двигатели Д-136 установлены рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин).

 

Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02м, масса 3640 кг.

Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими откидными панелями, используемыми как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.

 

Топливная система включает несколько мягких топливных баков общей емкостью 12000 л.

Ми-26 на взлете. Фото А. Соколов

Оборудование. Навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему "Гребень-2", пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт АГР-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации "Веер-М", доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему "Ромашка", радиовысотомер А-036.

Пилотажный комплекс ПКВ-26-1 включает четырехканальный автопилот ВУАП-1, систему траекторного управления, систему директорного управления, систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.

Радиосвязная аппаратура включает командные УКВ-радиостанции Р-863 и Р-828, связную KB радиостанцию "Ядро-1Б", аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8, бортовую телевизионную аппаратуру БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. Установлена магнитная система регистрации полетных данных "Тестер-УЗ", аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.

Вооружение: 7 шкворневых установок под автомат или ручной пулемет.

 

Основные характеристики

 

Диаметр главного винта, м

32

Диаметр хвостового винта, м

7,61

Длина, м

33,73

Высота, м

8,15

Масса, кг:


   пустого

28200

   нормальная взлетная

49600

   максимальная взлетная

56000

Внутреннее топливо, л

12000

Двигатель

2хГТД Д-136

Мощность двигателя, кВт

2х8380

Максимальная скорость, км/ч

295

Крейсерская скорость, км/ч

255

Практический потолок, м

6500

Практическая дальность, км

2000

Дальность действия, км

800

Статический потолок, м

1800

Экипаж, чел

5

Полезная нагрузка

85 солдат, или 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими, или 20 т груза в кабине, или 18,5 т на подвеске

Ми-26. Фото А. Соколов

Модификации:

Ми-26 - первая серийная модификация;

Ми-26А - модификация с объединенной системой управления и навигации для автоматического захода на посадку и снижения в заданном месте;

Ми-26К - проектируемый тяжелый вертолет-кран с максимальной коммерческой нагрузкой, увеличенной до 25 т;

Ми-26Л - летающая лаборатория;

Ми-26М - усовершенствованный вариант вертолета с новым несущим винтом с улучшенной аэродинамикой лопастей, новыми ГТД Д-127 ЗМКБ "Прогресс" мощностью по 10440 кВт, и усовершенствованным оборудованием. Вертолет обладает улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях высоких температур воздуха и высокорасположенных ВПП и при отказе одного двигателя. Максимальная перевозимая нагрузка увеличена до 25 т. В 1992 г. был разработан аванпроект, строится опытный вертолет, серийное производство планировалось после 1996 г. В 1993 г. на 40-й авиационно-космической выставке в Париже демонстрировалась модель вертолета;

Ми-26НЕФ-М - противолодочный. В 1990 году переоборудован 1 серийный Ми-26;

Ми-26П - пассажирский вертолет с салоном на 70 мест, по пять в ряду с одним проходом, с багажом и бытовыми отсеками. Для обеспечения комфорта применена теплоизоляционная отделка и система кондиционирования воздуха;

Ми-26ПП - постановщик активных помех. Разработан в 1988 году, изготовлен в одном экземпляре;

Ми-26С - вертолёт для дезактивационных работ. Отличался наличием резервуара для дезактивирующей жидкости, системой опрыскивания под фюзеляжем. Разработан в 1986 году, применялся при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

Ми-26Т - гражданский транспортный вертолет, подобен военно-транспортному вертолету. Противопожарный вариант снабжен баком емкостью 7500 л для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки;

Ми-26ТМ - вариант с подвесной кабиной для пилотирования при операциях с подвесным грузом;

Ми-26ТЗ - вертолет-топливозаправщик с дополнительными баками для топлива емкостью 14040 л и смазочных материалов (емкость 1040 л), снабжен оборудованием для одновременной заправки топливом четырех самолетов или 10 автомашин;

Ми-26ТП - пожарный вертолет;

Ми-26ТС - сертифицированный по номерам летной годности СНГ (на основе FAE.29) вариант вертолета Ми-26;

Ми-27 - летающий командный пункт.

Погрузка автокрана в Ми-26. Фото www.aviastar.org

Опыт эксплуатации

В октябре 1985 г. потерпел катастрофу Ми-26 в районе поселка Московский под г. Душанбе из-за поломки трансмиссии хвостового винта. При аварийной посадке вертолет сильно ударился о землю и полностью разрушился.

Вертолет активно использовался в 1986 г. при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для уменьшения влияния радиации в кабинах была установлена защита из свинца. Вертолет выполнял транспортные перевозки, а также выливал специальную клейкую жидкость для связывания на земле радиоактивной пыли. Из-за высокой радиоактивной зараженности один вертолет впоследствии был захоронен. В Чернобыле с помощью Ми-26 было выполнено несколько сложных операций.

 

Участвовал вертолет Ми-26 в вооруженных конфликтах на Кавказе. В воне между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах они выполняли полеты в интересах воинских подразделений Закавказского военного округа, доставляли гуманитарные грузы местному населению и эвакуировали беженцев. При этом неоднократно возвращались на базу с пробоинами. 3 марта 1992 г. один Ми-26 при перевозке в с. Гюлистан (Шаумяновский р-н, Карабаха) 20 т муки он был атакован неопознанным Ми-8, после отражения его атаки прикрывающим Ми-24, был поражен ракетой ПЗРК, загорелся и упал возле азербайджанского села Сейдиляр (12 человек погибли). В том же месяце Ми-26 выполнили около 30 вылетов для эвакуации из Степанакерта личного состава и техники 366-го полка ОВС СНГ. 12 мая Ми-26, перевозивший продовольствие для одной из частей ОВС СНГ, был сбит огнем ПВО, при падении погибло 6 человек.

 

Активно использовались вертолеты Ми-26 в боевых действиях с чеченскими сепаратистами.

Сегодня Ми-26 эксплуатируются всеми силовыми структурами. Осенью 1999 г. один Ми-26 МВД потерпел аварию в Ботлихской долине (Дагестан) при перевозке боеприпасов и сгорел. В Таджикистане находится 23 ОАП Погранвойск.

 

После распада СССР в распоряжении Министерства обороны Украины оказалось 28 Ми-26. Они использовались для выполнения плановых полетов, решения народнохозяйственных задач (установка водонапорной башни в гарнизоне Рауховка), учениях, в миротворческой миссии ООН в бывшей Югославии. С 29 июля 1995 г. по 14 февраля 1996 г. в Югославии они выполнили 452 полета общей продолжительностью 467 часов (перевезено 2172 т грузов и 2746 пассажиров). К 1999 г. у всех украинских Ми-26 закончился календарный межремонтный ресурс. Для дальнейшего использования вертолетов требовалось проведение дорогостоящих работ и эксплуатация машин была остановлена. В настоящее время в Калинове находятся 17 Ми-26, а 11 - на территории Конотопского авиаремонтного завода.

В начале 80-х гг. четыре Ми-26 вошли в состав ВВС этой страны, где используются до настоящего времени. Принято решение о проведении капитально-восстановительного ремонта этих вертолетов в Ростове и переоборудовании одного из них в летающий госпиталь.

Ми-26 ВВС Индиии. Фото www.airwar.ru

Два Ми-26 проданы Мексике, два - Малайзии, три - Перу, два - Северной Корее, один находится в Южной Корее, один Ми-26ТС - Греции (компания Scorpion International). Несколько фирм дальнего зарубежья используют Ми-26 на лизинговой основе. Возможна продажа вертолетов Ми-26 в Сингапур, Кроме Украины, Ми-26 эксплуатируются в  Беларуси и Казахстане.

Вертолеты экспортировались в Индию (10), КНДР (2), Малайзию (2), Перу (3), Южную Корею (1), эксплуатируются также в Беларуси, Казахстане и Украине. Серийное строительство Ми-26 продолжается.

Капитально-восстановительный ремонт, переоборудование вертолетов Ми-26 любых модификаций осуществляются с 1989 г. по настоящее время на Конотопском авиаремонтном заводе «АВИАКОН».




Двигатели, количество, тип и модель 2хГТД Д-136
Мощность, кВт 2х8380
Габариты (длина х высота х размах крыла (фюзеляж) 33,73 х 8,15 х .
Максимальная взлётная масса, кг 56 000
Нормальная взлётная масса, кг 49 600
Боевая нагрузка .
Максимальная вертикальная перегрузка .
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч 295
Крейсерская скорость, км/ч 255
Скорость вертикального набора высоты (Н=2500) .
Скорость полёта (на пикировании) .
Статический потолок, м 1 800
Динамический потолок, м .
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 800
Число лопастей
Категория: Транспортно-десантные вертолеты | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500