Пятница, 03.05.2024, 11:44
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Авиация » Транспортно-боевые вертолеты

Ми-10, транспортный вертолет

Ми-10, транспортный вертолет

Ми-10, транспортный вертолет

Используется для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.


Ми-10. Фото bse.sci-lib.com

История создания

      Успешный опыт использования вертолётов для перевозки крупногабариных грузов на внешней подвеске породил в конце 50-х годов идею создать специальный вертолёт для этих целей, взяв за основу удачный тяжёлый вертолёт Ми-6. 20 февраля 1958 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-329 М.Л. Миля создание вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов массой 12 т на расстояние 250 км и массой 15 т на более короткие расстояния. Ведущим конструктором по вертолёту Ми-10 (обозначение ОКБ В-10, заводское "изделие 60") быз назначен М.Н.Пивоваров, но вскоре его сменил Л.Н.Бабушкин. Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора Н.Г.Русанович.

     Для сокращения сроков разработки максимально использовали части и агрегаты Ми-6 (силовая установка, винты, трансмиссия, схемы системы управления и гидравлической системы). Фюзеляж был спроектирован заново. В 1959 году началось изготовление первого прототипа. 15 июня 1960 года Ми-10 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель Р.И.Капрелян). В июле 1961 года начались испытания второго прототипа (первый сгорел на земле из-за неисправности маслонасоса). 9 июля он был показан на воздушном параде в Тушино. Испытания закончились в начале 1964 года, но различные доработки продолжались ещё три года. В 1965 году вертолёт экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже. В 1964 году началось серийное производство (решение принято ещё в 1961) на заводе №168 в Ростове-на-Дону. В 1968 году за создание Ми-6 и Ми-10 группе работников ОКБ во главе с М.Л.Милем присуждена Государственная премия.

Ми-10. Фото vertolet-media.ru

Назначение

     Предполагалось, что он будет перевозить грузы на небольшие расстояния и часто работать в зоне влияния земли. Вертолет-кран не нуждался в большом запасе топлива. Планировалось, что вертолет-кран сможет «наруливать» или «садиться верхом» на перевозимый груз, что значительно ускорит и упростит загрузку. Все это должно было обеспечить увеличение грузоподъемности не менее чем на 10-20% по сравнению с аналогичными «фюзеляжными» вертолетами. При этом рассматривалась возможность подвески под фюзеляжем вертолета специализированных контейнеров: пассажирского салона, грузового контейнера, топливного бака, санитарно-операционного пункта, передвижной лаборатории и т.п. Такая машина могла эффективно использоваться для разгрузки кораблей на внешнем рейде.

     В народном хозяйстве вертолеты-краны Ми-10 широкого применения не нашли из-за необходимости оборудования всех потенциальных грузов ответными узлами под гидроподъемники. Кроме того, крупногабаритные грузы, обдуваемые встречным потоком, создавали большое воздушное сопротивление. Массивное шасси сводило на нет преимущества облегченного фюзеляжа. Высокое расположение кабины осложняло обзор при рулежке, а телевизионная установка оказалась малоэффективной. Вертолеты Ми-10 использовались, как правило, только для выполнения разовых заданий, например, для транспортировки крыльев первых самолетов Ту-144 и Ту-154.

Ми-10. Фото www.aviastar.org

Конструктивные особенности

     Летающий кран» создавался на базе Ми-6 с максимальным использованием его частей и деталей. Силовая установка, несущий и рулевой винты и трансмиссия были полностью заимствованы у предшественника. Принципиальные схемы системы управления и гидравлической системы также были подобны соответствующим схемам Ми-6, за исключением особенностей, связанных с установкой систем управления гидрозахватами. Фюзеляж Ми-10 был спроектирован заново. Он имел значительно меньший мидель. В носовой части фюзеляжа располагалась кабина экипажа, состоявшего из трех человек: двух летчиков и бортмеханика. В кабине находилась специальная телевизионная установка для упрощения операций «наруливания» на груз и наблюдения за ним в полете, камера которой монтировалась под фюзеляжем. Под кабиной пилотов была установлена телескопическая труба, обеспечивавшая аварийное покидание вертолета экипажем при полете с платформой. В грузопассажирской кабине можно было перевозить либо сопровождающую груз команду численностью до 28 человек, либо груз до трех тонн, который загружался через заднюю боковую дверь при помощи стрелы-лебедки. Внутри фюзеляжа в зоне редукторного отсека к силовым шпангоутам крепилась ферма с грузовой лебедкой ЛПН-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъем и опускание груза массой до 15 т на высоту до 30 м.

Ми-10. Фото www.aviastar.org

     Основной запас горючего располагался в двух подвесных боковых баках и расходном баке, находящемся за главным редуктором. В перегоночном варианте в фюзеляже устанавливались еще два дополнительных бака емкостью по 1240 л.

    Характерной особенностью конструкции Ми-10 был поворот средней части фюзеляжа вместе с силовой установкой и редуктором, а следовательно, и осью несущего винта относительно вертикальной плоскости кабины экипажа на 1°30˝ вправо, что обеспечивало одновременный отрыв колес шасси от земли и исключало возможность крена и скольжения вертолета при взлете и посадке. Для сохранения горизонтального положения кабины экипажа на стоянке правые опоры шасси были выполнены на 300 мм короче левых.

     При проектировании шасси Ми-10 была выбрана схема «лесовоза», т.е. четыре высокие ферменные опоры пирамидального типа с пневмомасляными амортизаторами и сдвоенными колесами. Клиренс фюзеляжа составлял 3,75 м при обжатых амортизаторах. Колея шасси – более 6 м, база – более 8 м.    

Ми-10. Фото www.mi-helicopter.ru

     Требовалось предусмотреть перевозку на Ми-10 крылатых и баллистических ракет. Для этого было решено установить на вертолет-кран, кроме лебедки, дистанционно управляемые гидроподъемники, позволявшие поднимать с земли контейнеры и технику, оборудованные четырьмя ответными под захваты узлами. Дистанционное управление гидрозахватами могло осуществляться из кабины летчиков и с земли с помощью переносного пульта. Для перевозки мелких грузов и техники, не имеющих таких узлов, предусматривалась подвеска между опорами шасси специальной универсальной платформы размером 8,5х3,6 м с силовыми бортами и швартовочными узлами. Платформа могла перемещаться по аэродрому на собственных колесах и была оснащена загрузочной лебедкой ЛПГ-3. Колесно-гусеничная техника въезжала на платформу своим ходом по съемным трапам. Кроме того, на Ми-10, так же, как и на Ми-6, можно было устанавливать внутри фюзеляжа узел внешней тросовой подвески, рассчитанный на груз в 8 т.

Модификации вертолета

  • Ми-10 (В-10, "изделие 60") - базовый. В 1964-1969 годах изготовлено 38 вертолётов.
  • Ми-10 - летающая лаборатория. Отличался двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 э.л.с. Изготовлен в 1970 году.
  • Ми-10ГР "Гребешок" - воздушный пеленгатор. Оснащался контейнером с опускаемыми антеннами. В 1966 году переобрудован 1 серийный Ми-10.
  • Ми-10К - летающий кран. Отличаелся укороченными стойками шасси, уменьшенными топливными баками и кабиной оператора крана. Первый полёт 6 сентября 1966 года. В 1974-1977 годах изготовлено 17 вертолётов. Ещё 2 переоборудовано из Ми-10.
  • Ми-10ПП - постанорвщик помех. Отличался спецконтейнером СТ-9000 "Степь" с аппаратурой и антеннами станций противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения, местами операторов внутри фюзеляжа. Разрабатывался в 1966-1970 годах. В 70-80-х годах на Ростовском и Конотопском АРЗ переоборудовано 20 вертолётов.
  • Ми-10Р - рекордный. Отличался облегчённой конструкцией и доработанным шасси от Ми-6. Изготовлен в 1965 году. Первый полёт 14 января 1965 года. Экипажами В.П.Колошенко и Г.В.Алфёрова установлено 7 мировых рекордов.
  • Ми-10РВК - носитель ракетно-вертолётного комплекса 9К74. Разработан в 1965 году. Изготовлен в 1 экземпляре.
  • Ми-10УПЛ - носитель универсальной полевой лаборатории. В 1966 году переоборудован из второго прототипа.

Состояние

     Вертолет Ми-10 серийно производился на Ростовском вертолетном заводе в 1963-1971 гг., всего выпущено 40 вертолетов, вертолет Ми-10К - С 1973 г. (15машин).



Двигатели, количество, тип и модель 2 ГТД авиадвигатель Д-25В
Мощность, кВт 2 х 5575
Габариты (длина х высота х размах крыла (фюзеляж) 32,86 х 7,8 х 2,9
Максимальная взлётная масса, кг 43,7
Нормальная взлётная масса, кг 43,5
Боевая нагрузка .
Максимальная вертикальная перегрузка .
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч 235
Крейсерская скорость, км/ч 220
Скорость вертикального набора высоты (Н=2500) .
Скорость полёта (на пикировании) .
Статический потолок, м 2200
Динамический потолок, м 3000
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 795
Число лопастей .
Категория: Транспортно-боевые вертолеты | Добавил: spezarsenal (01.03.2009)
Просмотров: 955 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500