Ми-28Н (Ми-28НЭ), «Ночной охотник», вертолет огневой поддержки
Предназначен
для круглосуточного ведения боевых действий и поражения наземных,
надводных и воздушных целей противника, постановки минных заграждений,
а также оказания огневой поддержки сухопутным войскам.
История создания
Постановлением
ЦК КПСС и СМ СССР от 6.05.1968 г. наряду с созданием Ми-24 была
предусмотрена и разработка на его основе перспективной модели
винтокрылого штурмовика, обладающего более высокой скоростью полета,
хорошей устойчивостью и маневренностью. Но смерть М.Л. Миля и
загруженность фирмы стали причиной приостановки работ. Углубленная
проектная разработка боевого винтокрыла Ми-28 продолжилась под
руководством нового главного конструктора М.Н. Тищенко в 1972 г. В 1973
г. был выполнен проект такой машины взлетной массой до 11,5 т с двумя
двигателями ТВЗ-117Ф мощностью 2800 л.с. каждый, двумя несущими винтами
диаметром 10,3 м и толкающим пропеллером. Был построен макет и
проработаны агрегаты и системы.
В
связи с пересмотром в середине 70-х гг. концепции применения боевых
винтокрылых машин конструкторы МВЗ в инициативном порядке разработали
технические проекты ряда боевых вертолетов. В их числе был и с одним
несущим винтом диаметром 16 м и двумя двигателями ТВЗ-117Ф, который и
был признан наиболее перспективным для Ми-28. В связи с широким
привлечением смежных предприятий проектирование Ми-28 приняло характер
национальной комплексной программы.
К
1976 г. внешний облик Ми-28 в основном определился, а все работы
возглавил заместитель главного конструктора А.Н. Иванов (ответственный
ведущий конструктор М.В. Вайнберг). Разработанное техническое
предложение получило положительную оценку и был сформирован круг
соисполнителей.
16
декабря 1976 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление о разработке
вертолетов Ми-28 и Ка-50 на конкурсной основе. Отсутствие конкретного
тактико-технического задания от ВВС предоставило специалистам МВЗ и УВЗ
широкую свободу действий. Прототипами Ми-28 стали Ми-24 и американский
АН-64 «Апач».
К
концу 1977 г. был закончен эскизный проект и согласованы со смежниками
все вопросы создания комплектующих систем оборудования и вооружения, в
последующие 1,5 года – согласовано с заказчиком тактико-техническое
задание и в 1979 г. началось проектирование опытного вертолета Ми-28А.
испытания первых экспериментальных образцов агрегатов и систем. В
августе 1980 г. Комиссией Президиума СМ СССР по военно-промышленным
вопросам принято решение о строительстве 2 опытно-экспериментальных
образцов, не дожидаясь официального утверждения окончательного макета.
Положительное заключение макетной комиссии последовало в конце 1981 г.,
когда был передан на статические испытания первый образец вертолета и
строился первый летный экземпляр. Поэтому первый опытный Ми-28А
дорабатывался до требуемого уровня в ходе летных испытаний и поднялся в
воздух 10 ноября 1982 г. Работы были завершены и к 1987 г. построено 2
машины. Однако модификация Ми-28А в серию не поступила, так как
вертолет не отвечал требованиям по круглосуточному функционированию.
Работы над модификацией Ми-28Н («ночной») были продолжены в 1993 г., первый полет осуществлен в 1996 году.
Назначение
Боевой
вертолет Ми-28Н предназначен для круглосуточного ведения боевых
действий и поражения наземных (танков, бронетехники, живой силы,
защищенных объектов и площадных), надводных (катеров и других малых
плавательных средств) и воздушных (скоростных, малоскоростных и
низколетящих) целей противника, постановки минных заграждений, а также
оказания огневой поддержки сухопутным войскам.
Он
представляет собой вертолёт одновинтовой схемы с пятилопастным несущим
и Х-образным рулевым винтами, прямым крылом малого размаха и
трёхстоечным не убирающимся в полёте колесным шасси с хвостовым
колесом.
Конструктивные особенности
В
конструкции вертолёта использован принцип взаимного экранирования
агрегатов и защиты наиболее важных менее важными элементами.
Фюзеляж
вертолета цельнометаллический, полумонококовой конструкции из
алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов, с кабиной
экипажа в носовой части. Размеры фюзеляжа значительно меньше фюзеляжа
вертолета Ми-24.
Двухместная кабина
экипажа разделена бронированной перегородкой на кабины
штурмана-оператора и летчика, расположение сидений которых аналогично
Ми-24. Кабина образована плоскими поверхностями и полностью бронирована
облегченной титановой броней с керамическими наружными плитками,
которые могут меняться. Малобликующее броневое остекление выдерживает
прямое попадание 12,7-мм пуль. Спасение экипажа на малых высотах
осуществляется с использованием энергопоглащающих кресел с системой
перевода экипажа в необходимую изготовочную позу, на больших высотах –
с использованием парашютов через боковые двери (штурман-оператор влево,
летчик право). За кабиной экипажа в техническом отсеке могут
разместиться два человека (доступ в отсек через люк и откидной трап с
левого борта).
Несущий винт
пятилопастный (диаметр аналогичен Ми-24) с увеличенной кривизной
прямоугольных лопастей (хорда 0,67 м) для создания большой подъемной
силы. Концевые части лопастей стреловидные по передней кромке, имеют
стеклопластиковый лонжерон с присоединенными к нему стеклопластиковыми
секциями с сотовым заполнителем и противоэрозионной титановой накладкой
с электрической антиоблединительной системой на носке лопасти.
Титановая втулка несущего винта оснащена эластомерными шарнирами и
гидравлическими демпферами. Скорость вращения винта 242 об/мин.
Рулевой винт
(четырехлопастный, диаметр 3,84 м) образован двумя двухлопастными
винтами с эластомерными горизонтальными шарнирами. Лопасти
(прямоугольные, из стеклопластика, хорда 0,24 м) рулевых винтов
установлены под углами 45° и 135° для уменьшения уровня шума.
Крыло
малого удлинения (4,88 м) служит для разгрузки несущего винта и
используется для подвески вооружения и контейнеров с оборудованием или
подвесных топливных баков на четырех узлах под крылом и двух на концах
крыла. Имеет кессонную конструкцию их алюминиевых сплавов с применением
композиционных материалов, среднерасположенное, с отрицательным
поперечным V.
Шасси
трехопорное, с хвостовым колесом, неубирающееся. Главные опоры оснащены
амортизаторами, снижающими перегрузки при ударе о землю с вертикальной
скоростью (12 м/с) до физиологически переносимого уровня. Колея шасси
2,29 м, база шасси 11 м.
Силовая установка
включает два турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117ВМА (2х2200
л.с., взлетная мощность 1620 кВт), установлены в отдельных гондолах по
бокам фюзеляжа с модернизированной электронной системой регулирования.
Вспомогательная силовая установка (ГТД за редуктором несущего винта
сверху фюзеляжа) подает сжатый воздух для запуска двигателей и привода
систем. Воздухозаборники ГТД имеют пылезащитные устройства. Сопла
охлаждаются поступающим потоком воздуха, который смешивается с потоком
газов ГТД для уменьшения ИК-излучения.
Топливо
содержится в мягких топливных баках общей емкостью около 1900 л с
латексным самозатягивающимся протектором. Для перегоночных полетов
возможна установка подвесных топливных баков.
Система управления
Механическая
система управления оснащена дублированными гидроусилителями. Органы
управления полетом размещены в кабине летчика, управления вооружением –
в кабине штурмана-оператора. Предполагается разработка
электродистанционной системы управления.
Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Оборудование
Интегрированный
комплекс БРЭО - надвтулочная РЛС кругового обзора (БРЛС «Арбалет»);
стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим,
тепловизионным и ТВ каналами наблюдения; тепловизионная станция летчика
и лазерный дальномер; нашлемная система целеуказания и индикации; очки
ночного видения летчика; инерциальная и спутниковая навигационные
системы, система навигации по физическим полям Земли; система
электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями на
жидкокристаллических дисплеях.
Автопилот, система автоматического управления САУ-92, обеспечивающая восстановление режима работы двигателя при стрельбе.
Бортовой комплекс обороны (аппаратура предупреждения о лазерном облучении Л-126 и Л-140, устройство выброса ПК ловушек УВ-26).
Вооружение
Основное вооружение - встроенная подвижная пушечная установка НППУ-28Н с 30-мм пушкой 2А42 (250 снарядов).
Кроме пушки вертолет может оснащаться и использовать:
· до 16 ракет противотанкового ракетного комплекс «Атака» типа 9М114, 9М120, 9М120Ф, 9А-2200;
· до 8 управляемых ракет 9М39 «Игла-В» класса «воздух-воздух»;
· до
4 блоков НАР типа Б-8В20-А (80 НАР калибра 80 мм), до 4 блоков Б-13Л
(20 НАР калибра 122 мм), до 2 блоков НАР С-24Б калибра 240 мм;
· до 2 пушечных контейнеров УПК-23-250 с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л;
· до 2 контейнеров КМГУ с минным вооружением;
· бомбы калибра 250 и 500 кг.
Максимальная боевая нагрузка 2300 кг.
Основные характеристики
Скорость полета максимальная/крейсернкая, км/ч |
324/265 |
Динамический/статический потолок,м |
5700/3700 |
Дальность полета практическая/перегоночная, км |
460/1100 |
Взлетная масса нормальная/максимальная, кг |
10700/12000 |
Масса пустого вертолета, кг |
8590 |
Длина/ширина/высота с обтекателем РЛС, м |
17,01/5,82/4,72 |
Состояние
Принят
на вооружение армейской авиации России и согласно Государственной
программы вооружений перевооружение должно завершиться к 2015 г.
Источники: Справочник «Вертолеты мира» (АРМС-ТАСС),
Двигатели, количество, тип и модель |
2хТВ3-117ВМА |
Мощность, кВт |
1620 |
Габариты (длина х высота х размах крыла (фюзеляж) |
17,01 х 5,82 х 4,72 |
Максимальная взлётная масса, кг |
12000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
10700 |
Боевая нагрузка |
2 300 |
Максимальная вертикальная перегрузка |
. |
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч |
324 |
Крейсерская скорость, км/ч |
265 |
Скорость вертикального набора высоты (Н=2500) |
. |
Скорость полёта (на пикировании) |
. |
Статический потолок, м |
3700 |
Динамический потолок, м |
5 700 |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
460 |
Число лопастей |
. |
|