Дальний ракетоносец-бомбардировщик, решающий задачи поражения стратегических объектов противника на его территории.
История создания
Самолет Ту-22М3 создан в ОКБ А.Н. Туполева согласно
Постановления СМ СССР № 534-187 1974 г. и представляет собой глубокую
модернизацию самолета Ту-22М2, от которого отличается улучшенной
аэродинамикой планера, сниженной массой, улучшенными тактическими и
эксплуатационными характеристиками.
Первый опытный Ту-22М3 поднялся в воздух 20 июня 1977 г., а
совместные государственные испытания завершились в 1981 г. С 1981 по
1984 гг. самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте
с расширенными боевыми возможностями. В 1978 г. начинается его серийное
производство параллельно с Ту-22М2, выпуск которого завершился в 1984
г. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО)
было построено 268 машин, производство которых завершилось в 1993 г.
Официально в окончательном виде Ту-22М3 принят на вооружение в марте 1989 г.
Назначение
Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.
По своим летно-тактическим характеристикам Ту-22М3 значительно
превосходят Ту-22М2 по максимальной (2000-2300 км/ч) скорости,
тактическому радиусу действия (на 14-45%, в зависимости от режима
полета) и суммарной боевой эффективности (в 2,2 раза).
Конструктивные особенности
Планер самолета Ту-22М3 выполнен по нормальной аэродинамической
схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и
однокилевым вертикальным оперением, в основном, из алюминиевых сплавов.
Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей,
которые могут принимать положение с углом стреловидности 200, 300 и
650. В районе поворотного узла расположены аэродинамические гребни,
препятствующие перетеканию воздуха к консолям, на носках которых по
всему размаху установлены предкрылки. Задняя кромка крыла оснащена
элевонами и трехсекционными закрылками, перед которыми установлены
трехсекционные интерцепторы. Отклоняемое горизонтальное оперение
обеспечивает продольное управление самолетом и дублирует органы
поперечного управления при выходе их из строя.
Силовая установка
Силовая установка состоит из двух двигателей НК-25 мощностью по
14500 кгс (25000 кгс с форсажной камерой). Управление двигателями
осуществляется электрической с гидромеханическим дублированием
системой.
Топливо размещено в интегральных баках общей емкостью 50000 л,
которые расположены в центральной части фюзеляжа, нижней части киля,
центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Заправка выполняется
в течение 25-30 мин.
Вспомогательная силовая установка (ВСУ) размещена в форкиле. В
хвостовой части фюзеляжа имеются узлы для установки двух стартовых
ускорителей.
Бортовое оборудование
Комплекс пилотажно-навигационного оборудования с ЦВМ
обеспечивает полет самолета в автоматическом режиме по заданному
маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. Маловысотный
полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты,
получающая информацию от радиовысотомера.
Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой с РЛС и
оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом,
применяемым в темное и светлое время суток. Средства РЭП включают
системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные
системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса дипольных
отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены
в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов). Для оповещения о
подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа,
расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной формы.
Вооружение
Для выполнения боевых задач самолет может иметь до 3
сверхзвуковых управляемых ракет (УР) класса «воздух-поверхность» (1 под
фюзеляжем и 2 под крылом) Х-22МА (масса 5900 кг, длина 11,3 м, скорость
М=3, дальность применения 140-500 км, поражение морских и
радиолокационно-контрастных наземных целей), до 10 гиперзвуковых (М=5)
аэробаллистических УР Х-15 для поражения наземных целей и РЛС
противника (6 УР в фюзеляже на барабанной ПУ и 4 УР на внешних узлах
под крылом), а также обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и
на четырех узлах внешней подвески (69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500). В
качестве оборонительного вооружения используется пушка ГШ-23 с
укороченным блоком стволов, установленных вертикально, с увеличенной до
4000 выстр/мин скорострельностью и дистанционным (по телевизионному и
радиолокационному каналам) управлением.
Модификации
Дальний самолет-разведчик Ту-22М3Р –
предназначен для действий на сухопутных и морских ТВД. Оснащен
современным комплексом разведывательного оборудования - РЛС бокового
обзора в гондоле под фюзеляжем, система радиотехнической разведки,
тепловизионная разведывательная система, средства фоторазведки.
Построено и переоборудовано в разведывательный вариант из
бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов.
Ту-22МП – самолет радиоэлектронного подавления.
Состояние
Самолет Ту-22М3 совместно с другими использовался в ходе Афганской войны.
В 2003 г. на вооружении российских ВВС имелось 117 самолетов Ту-22М3 и 82 машины на вооружении авиации ВМФ России.
Еще 54 машины этого типа находится на вооружении ВВС и ВМС Украины.
В настоящее время ведутся работы по глубокой модернизации
самолета в направлении оснащения его высокоточным вооружением и
расширения номенклатуры поражаемых целей, совершенствования бортового
радиоэлектронного оборудования, снижения радиолокационной заметности, а
также по продлению срока службы самолетов до 2015-2017 годов.
Рассматривается возможность продажи экспортного варианта самолета Ту-22М3 зарубежным странам.