МиГ-23, самолет-истребитель
Советский многоцелевой истребитель с изменяемой геометрией крыла для решения, в первую очередь задач борьы с воздушными целями
История
В 1961 году в ОКБ-155 А.И.Микояна начались работы по созданию
фронтового истребителя следующего после МиГ-21 поколения под
обозначением МиГ-23. Первоначально предполагалось создать новый самолёт
с использованием ряда элементов МиГ-21. Прототип такой машины Е-8
совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель
Г.К.Мосолов). Самолёт был построен по аэродинамической схеме
"продольный триплан" и имел подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник.
На двух прототипах был выполнен ряд полётов, но после аварии одного из
них в сентябре 1962 года работы по теме Е-8 были прекращены и началась
разработка нового самолёта. Главным конструктором был назначен
Г.А.Седов. Общее руководство осуществлял А.И.Микоян, а после его смерти
- Р.А.Беляков.
Назначение и конструктивные особенности
Назначение.
Фронтовой самолет-истребитель Миг-23 предназначен для борьбы с
самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и
выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического
объединения. Отдельные модификации МиГ-23 способны поражать наземные
цели.
Особенности. МиГ-23 - один из первых серийных
самолетов с изменяемой геометрией крыла. Планер изготовлен из стали и
алюминиевых сплавов с широким использованием сварки. Консоли крыла
имеют трапециевидную в плане форму и могут устанавливаться на угол
стреловидности 16, 45 и 72 по передней кромке. Каждая консоль имеет
предкрылки, четырехсекционные закрылки и двухсекционные интерцепторы.
На самолете МиГ-23МЛД "боевой" угол стреловидности уменьшен с 45 до 33.
При достижении определенного угла атаки в диапазоне углов
стреловидности 16-33 носок крыла стал отклоняться автоматически (при
скорости до 900 км/ ч (М<0,9) и угле атаки более 10 носок отклонялся
на 20). Подфюзеляжный гребень МиГ-23 выполнен отклоняемым, при выпуске
шасси его нижняя часть устанавливается в горизонтальное положение.
Тормозной парашют площадью 21 кв.м размещен в основании киля.
Вооружение
Имеются пушка ГШ-23Л (23 мм, 200 патронов), УР средней дальности Р-23Р
и Р-24Р (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с радиолокационной полуактивной
системой наведения, Р-23Т и Р-24Т (МиГ-23МЛА и МиГ-23МЛД) с ТГС,
две-четыре УР малой дальности Р-13М, Р-ЗР или Р-ЗС с радиолокационной
полуактивной системой наведения или ТГС; четыре-шесть УР ближнего боя
Р-60 и Р-60М. В ходе модернизации возможна установка ракет Р-73 с
целеуказанием от нашлемного визира. Для поражения наземных целей
самолет может оснащаться двумя УР Х-66 или Х-23, НАР различных типов,
свободнопадающими бомбами калибром до 500 кг общей массой до 2000 кг. В
перегрузочном варианте самолета МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки может
достигать 4500 кг.
Боевое применение
В ходе боев в Ливане летом 1982 года истребители МиГ-23МФ сирийских ВВС
выполнили с 6 по 11 июня 52 боевых вылета и провели семь воздушных
боев, сбив восемь пилотируемых самолетов израильтян (в том числе пять
истребителей Локхид F-16А) и один БПЛА ВОМ-34, потеряв шесть машин.
Истребители МиГ-23МС уничтожили два самолета Макдоннелл-Дуглас F-4Е
(сирийские потери составили четыре самолета этого типа). Во время
очередного обострения положения в Ливане, зимой 1982-1983 гг. сирийские
МиГ-23МЛ сбили три израильских истребителя F-15А и один F-4Е, не понеся
при этом потерь. Другим театром военных действий, на котором широко
применялись МиГ-23, была Ангола, куда в 1985 году было направлено 50
самолетов МиГ-23МФ и МиГ-23БН, пилотируемых кубинцами. В 1987 году над
северными районами Намибии самолетами МиГ 23 был сбит один истребитель
Дассо "Мираж"F.1Z2. Во второй половине 1987 года еще один самолет
"Мираж"2.1С2 в воздушном бою с МиГ-23МФ получил попадание ракетой Р-60
(однако сумел вернуться на базу). Кроме того, в Анголе самолетами
МиГ-23 был уничтожен истребитель ВВС ЮАР Дассо "Мираж"III и штурмовик
"Импала". Самолеты МиГ-23 различных модификаций широко использовались
Ираком в войне с Ираном в 1980-1988 гг. Самолетом этого типа,
вооруженным двумя управляемыми ракетами класса "воздух-поверхность", 17
мая 1987г был атакован и тяжело поврежден американский фрегат "Старк".
В Афганистане истребители МиГ-23МЛД советских ВВС использовались для
нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия ударных
самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах. Советским
истребителем МиГ-23МЛД был сбит самолет F-16А ВВС Пакистана, нарушивший
воздушную границу Афганистана. В ходе войны в районе Персидского залива
зимой 1991 года истребители США F-15С, по западным данным, сбили шесть
самолетов МиГ-23, пытавшихся перелететь в Иран. В свою очередь,
иракские истребители МиГ-23 сбили, как минимум, один самолет противника
- истребитель-бомбардировщик "Торнадо" ВВС Италии, уничтоженный над
Багдадом 18 февраля 1991 г парой МиГ-23МФ.
Модификации самолёта
"23-01" (МиГ-23ПД, МиГ-23УВП)
- прототип с подъёмными двигателями. Был оснащён маршевым двигателем
Р-27-300 и 2 подъёмными РД-36-35. Первый полёт 3 апреля 1967 года.
"23-11" - прототип с крылом изменяемой геометрии.
Оснащался двигателем Р-27Ф-300. Первый полёт 10 июня 1967 года.
Изготовлено 9 самолётов.
МиГ-23 ("изделие 23-11") - серийный истребитель со
штатной системой С-23. Отличался двигателем Р-27Ф2М-300, новыми
консолями крыла, смещённым назад на 860 мм горизонтальным оперением и
дополнительным фюзеляжным баком. Выпускался в 1971-1972 годах.
МиГ-23А - палубный истребитель (проект). Разработан в 1972 году.
МиГ-23Б ("изделие 32-24") - истребитель-бомбардировщик.
Оснащён двигателем АЛ-21Ф-3. Разработан в 1969-1970 годах. Выпускался с
1971 года на заводе "Знамя Труда".
МиГ-23БК ("изделие 32-26") - прототип
истребителя-бомбардировщика МиГ-27К. Отличался цифровым
прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К и наличием
лазерно-телевизионной системы "Кайра". Разработан в 1974 году.
МиГ-23БМ ("изделие 32-25") - истребитель-бомбардировщик для советских ВВС, прототип МиГ-27. Разработан в 1973 году.
МиГ-23БН ("изделие 32-23") - истребитель-бомбардировщик.
Оснащался двигателем Р-29А-300. Выпускался с 1973 года. Часть самолётов
переоборудовалась из МиГ-23М на ремонтных предприятиях. Поставлялся в
страны Восточной Европы, Ближнего Востока и на Кубу.
МиГ-23К - палубный истребитель (проект). Отличался
двигателем Р-100, крылом увеличенной площади, системой дозаправки
топливом в воздухе. Разработан в 1976 году.
МиГ-23М ("изделие 23-11М") - модернизированный фронтовой
истребитель. Отличался системой управления вооружением С-23Д-III,
двигателем Р-29-300, укороченным хвостовым коком и консалями крыла с
отклоняющимся носком. Выпускался с 1972 года на Тушинском
машиностроительном заводе.
МиГ-23МЛ ("изделие 23-12") - облегчённый фронтовой
истребитель. Отличался двигателем Р-35-300 и составом оборудования.
Впервые применена система ограничения углов атаки. Выпускался в
1976-1985 годах. Поставлялся на экспорт.
МиГ-23МЛА
- усовершенстванный фронтовой истребитель, по своим возможностям
близкий к МиГ-23П. В 1978-1983 годах на заводе "Знамя Труда"
изготовлено 1100 самолётов.
МиГ-23МЛГ ("изделие 23-37") - опытный. Отличался составом оборудования.
МиГ-23МЛД ("изделие 23-18") - доработанный. Частично
усовершенствовано оборудование, усилена конструкция планера. В
1984-1985 годах на заводе "Знамя Труда" изготовлено 66 самолётов. Кроме
того, в начале 80-х годов большинство МиГ-23МЛ переоборудовано по типу
МиГ-23МЛД.
МиГ-23МЛДГ ("изделие 23-57") - опытный. Отличался наличием аппаратуры активных помех и составом оборудования.
МиГ-23МЛС ("изделие 23-47") - опытный. Отличался составом оборудования.
МиГ-23МС - экспортный вариант МиГ-23М. Отличался упрощённым БРЭО. Выпускался с 1973 года. Поставлялся в Алжир, Ирак, Сирию и др.
МиГ-23МФ - экспортный. От МиГ-23МС оотличался более
мощной РЛС. Выпускался с 1977 года. Кроме того, переоборудовалась часть
МиГ-23М. Поставлялся странам Варшавского договора.
МиГ-23П ("изделие 23-14") - перехватчик для ПВО на базе МиГ-23МЛ. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1977 года.
МиГ-23С - первый серийный вариант. Отличался системой
управления вооружением С-21М и ракетами К-13. Первый полёт 21 мая 1969
года. В 1969-1971 годах изготовлено 50 самолётов.
МиГ-23УБ ("изделие 23-51") - учебно-боевой. Отличался
двухместной кабиной. Оснащался двигателем Р-27Ф2М-300. В 1970-1978
годах в Иркутске изготовлено 769 самолётов.
МиГ-23УМ - учебно-боевой на базе МиГ-23МЛ. В Иркутске изготовлен 251 самолёт.
МиГ-23Ш - штурмовик (проект). Разработан в 1969 году.
МиГ-23-98 - модернизированный фронтовой истребитель. Изготовлен в 1999 году.
МиГ-23Б-98 - модернизированный истребитель-бомбардировщик.
МиГ-23УБ-99 - модернизированный учебно-боевой самолёт.
Состояние
Серийное производство истребителей МиГ-23 прекращено в 1985 году. На
ММЗ "Знамя труда" выпущено 4278 самолетов (включая и
истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске построено 769
УТС МиГ-23УБ (с учетом переоборудования в вариант МиГ-23УМ - 1020
самолетов). В настоящее время истребители МиГ-23 последних модификаций
ВВС России выведены в резерв и находятся на базах хранения. Кроме ВВС и
войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС
Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии,
Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена,
Польши, Сирии, Вьетнама.
Максимальная взлётная масса, кг |
17 800 |
Нормальная взлётная масса, кг |
14 700 |
Масса пустого самолёта, кг |
10850 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
3 700 (во внутренних баках) |
Длина пробега, м |
750 |
Длина разбега, м |
500 |
Крейсерская скорость, км/ч |
. |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
2500 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
1 350 |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
1950 |
Практический потолок, км |
18 500 |
Длина самолёта, м |
16,7 |
Высота самолёта, м |
5,77 |
Размах крыла, м |
7,8/14.0 |
Площадь крыла, кв.м |
37,35 при стреловидности 16 °; - 35,50 при 45°; - 34,16 при 72° |
Энергетическая установка |
. | |