Як-141, многоцелевой истребитель вертикального/короткого взлета и посадки
Предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя.
История
В 1986 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева была завершена постройка
первого экземпляра Як-141. Эта машина первая в мире среди самолетов
своего класса преодолела скорость звука. На новом истребителе
установили 12 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности,
достижению максимальной высоты с нагрузкой в 1 и 2 тонны с вертикальным
взлетом и посадкой. По времени набора высоты 12 км Як-141 опередил
английский истребитель СВВП "Харриер" почти на 10 секунд. При этом
рекордное достижение установлено в теплое время года н с нагрузкой 1 т,
а "Харриер" взлетал без нагрузки и зимой, когда плотность воздуха
наибольшая, то есть при наиболее благоприятных условиях для работы
силовой установки.
Назначение
Як-141 - сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального
взлёта и посадки, предназначен для перехвата воздушных целей и ведения
ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и
надводным целям. Может эксплуатироваться на взлетно-посадочных
площадках ограниченного размера и кораблях. Он способен взлетать без
выруливания на взлетно-посадочную полосу непосредственно из укрытий по
выводной рулежной дорожке, обеспечивая массовый взлет и ввод в бой
подразделений Як-141 по сигналу тревоги
Конструктивные особенности
Як-141 представляет собой самолёт нормальной аэродинамической
схемы с высокорасположенным крылом, двухкилевым вертикальным оперением
и следующей схемой расположения двигателей: один подъёмно-маршевый
двигатель располагается в хвостовой части фюзеляжа и два подъемных
двигателя располагаются сразу за кабиной лётчика. Крыло стреловидное с
изломом задней кромки и корневыми наплывами, консоли складываются
примерно на полуразмахе при размещении самолёта на корабле. Планер
самолёта состоит на 26% из КМ, включая углепластиковые поверхности
хвостового оперения, закрылки, носки и наплывы крыла. Остальная
конструкция в основном выполнена из алюминиево-литиевого сплава.
Вооружение
1 х 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов). На четырех, а позднее на
шести подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР класса
"воздух-воздух" Р-77 или Р-27 средней дальности и Р-73 малой дальности
или Р-60 ближнего воздушного боя и " воздух-поверхность" Х-25, Х-31,
пушечные установки (23 мм, 250 патронов) или пусковые блоки НАР
калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.
Состояние
Было построено 4 опытных самолета, из которых два для летных
испытаний. К концу 1992 года выполнено 250 полетов. На Саратовском
авиационном заводе завершена подготовка серийного производства. Из-за
сокращения финансирования Вооруженных сил испытания Як-141 были
приостановлены, а затем прекращены.