МиГ-29К, палубный истребитель
Истребитель корабельного базирования.
История создания
Одноместный
корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов" является модификацией многоцелевого
фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации 80-85%). Разработан
на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора
Р.А.Белякова в 1984 г. (главный конструктор самолет - М.Р. Вальденберг).
Первый
вариант палубного истребителя МиГ-29К с катапультным взлетом и посадкой
на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и
отличался от базового усиленным шасси, введением посадочного гака,
дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом
топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование
МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и
принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г.
Первый
экземпляр МиГ-29К (№ 311, 9-31/1) поднял в воздух 23.06.1988 г.
летчик-испытатель Т.О. Аубакиров, 1.11.1989 г. впервые посадил машину
на палубу ТАВКР "Тбилиси", а затем произвел взлет с борта корабля. В
сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№
312).
В
августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на
корабле, который не был завершен, из-за начала серийного производства
корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых
авианесущих кораблей. Работы по МиГ-29К в начале 90 гг. были
приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в
общей сложности более 420 полетов, из них около 100 - на корабле. В
настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии. Он
планировался к использованию для создания нового варианта корабельного
истребителя.
Назначение
МиГ-29К
предназначен для противовоздушной обороны авианосного соединения в
любых погодных условиях в диапазоне высот от 30 м до 27 км, поражения
самолетов и вертолетов противолодочной обороны, транспортно-десантных
вертолетов и самолетов радиолокационного дозора противника, его
корабельных групп, а также для прикрытия высадки десанта, сопровождения
авиации берегового базирования и ведения воздушной разведки.
Особенности
Конструктивно МиГ-29К от МиГ-29М отличался рядом особенностей.
Большое
внимание было уделено защите самолета от коррозии. Из-за повышенных
нагрузок при посадке значительно усилены центральный бак, силовой отсек
корпуса с основными опорами шасси и тормозным гаком, носовая часть
корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо
парашютной тормозной установки размещен механизм демпфирования гака и
спасаемый аварийный самописец. На верхней поверхности корпуса МиГ-29К
установлен тормозной щиток площадью около 1 кв.м. Увеличена площадь
стабилизатора, имеющего характерный "зуб" по передней кромке. Увеличены
размах и площадь крыла до 11, 99 м и 43 кв.м. соответственно,
изменилась его механизация (установлены двухщелевые закрылки с
увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны).
Для
уменьшения стояночных габаритных размеров консоли крыла МиГ-29К
складываются гидроприводами с управлением из кабины. В сложенном
положении размах крыла составляет 7.8 м.
Стойки
опор шасси имеют большую длину, увеличенный ход амортизаторов и
снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами, а для
размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса имеют
механизмы подтягивания. Управляемая стойка передней опоры шасси
разворачивается на угол до 90 град. На ее подкосах установлен
трехцветный сигнализатор для информации руководителя посадки о
положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Установлены
новые пневматики большего давления (20 кгс/см2). Тормозной размещен под
хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой
выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля
посадки на палубу в ночных условиях имеется система подсветки гака.
Комплекс бортового оборудования
включает систему навигации СН-К "Узел" (для самолетовождения над морем,
посадки самолета на палубу корабля и выставки инерциальной
навигационной системы при волнении моря), инерциальную навигационную
систему нового поколения (ИНС-84), спутниковую навигационную систему,
радиотехническую систему ближней навигации и посадки, системы воздушных
сигналов и цифрового вычислителя. Бортовое оборудование системы
навигации может взаимодействовать с корабельными маяками. Система
оснащена помехозащищенной линией передачи кодированной информации и
автоматизированным встроенным контролем.
Силовая установка
МиГ-29К состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К
с комплексной цифровой системой регулирования. Тяга двигателей на
максимальном режиме составляет 5500 кгс, на форсаже - 8800 кгс.
Предусмотренный чрезвычайный режим работы с кратковременной тягой 9400
кгс позволяет взлетать с корабля самолету с массой 17700 кг с разбегом
в 105 м и массой 22400 кг – с разбегом 195 м, а также производить уход
на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега при
незацеплении за трос аэрофинишера.
Многофункциональная система управления вооружением
служит для всепогодного поиска, всеракурсного обнаружения, опознавания
и измерения координат одиночных и групповых воздушных целей в свободном
пространстве и на фоне подстилающей поверхности в условиях помех.
Комплексное использование прицельных систем обеспечивает скрытный выход
в атаку и применение одновременно нескольких видов оружия. Система
управления вооружением автоматически обнаруживает и сопровождает до 10
целей, обеспечивает пуск управляемых ракет по четырем целям.
В
кабине пилота размещается многофункциональный пульт управления,
расширяющий номенклатуру используемых ракет класса
"воздух-поверхность". Трехэкранная система отображения информации
СОИ-29К включает индикатор на лобовом стекле (КАИ) и два
многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках.
Вооружение
МиГ-29К размещается на девяти точках подвески: одна - между воздушными
каналами двигателей и восемь - под крылом (в том числе четыре - под
складывающимися частями консолей). Управляемое ракетное оружие класса
"воздух-воздух" может включать 2-4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т(ТЭ), до 8
ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса
"воздух-поверхность" общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4
противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными
ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб
КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут
использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и
неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка
ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.
В
августе 1996 г., после четырехлетнего перерыва летные испытания МиГ-29К
были начаты вновь с новым комплексом оборудования. Отработанные на нем
технические решения были использованы на палубном варианте
модернизированного истребителя МиГ-29СМТ. Самолеты МиГ-29К участвовали
в различных выставках авиационной техники.
Основные летно-технические характеристики
Размах крыла, м: |
|
на стоянке авианосца |
7.80 |
полный |
11.99 |
Длина, м |
17.37 |
Высота, м |
5.18 |
Площадь крыла, м2 |
42.00 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
12700 |
нормальная взлетная |
17770 |
максимальная взлетная |
22400 |
Запас топлива, кг: |
|
внутренний |
5670 |
максимальный с ПТБ |
9470 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ РД-33И |
Тяга, кгс |
2х9400 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
на высоте |
2300 (М=2.17) |
у земли |
1400 |
Практическая дальность, км: |
|
на малой высоте |
750 |
на большой высоте |
1650 |
на большой высоте с ПТБ |
3000 |
с одной дозаправкой |
5700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
18000 |
Практический потолок, м |
17000 |
Длина разбега, м |
110-195 |
Длина пробега,м |
150-300 |
Эксплуатационная перегрузка |
8.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Возможное вооружение: |
30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески:
УР
"в-в" средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, УР малой дальности Р-73,
противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, УР "в-п"
Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением,
свободнопадающие бомбы и авиационные мины |
|