МиГ-21, самолет-истребитель
Многоцелевой истребитель
История создания
Проектирование легкого фронтового истребителя-перехватчика началось в ОКБ им. А.И. Микояна с 1953 г. Отработав на ряде опытных самолетов (Е-4, Е-5, Е-6) аэродинамическую схему с треугольным крылом, в 1959 г.
Пыл запущен в серию новый истребитель, получивший название МиГ-21Ф. На
базе самолета МиГ-21 создано большое количество модификаций. Е-6 —
прототип самолета.
Назначение
МиГ-21 предназначен для борьбы с высотными сверхзвуковыми бомбардировщиками и тактическими и истребителями противника.
Особенности
МиГ-21
является первым советским реактивным истребителем второго поколения,
что подразумевает использование ракет как основного вооружения и
скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше
суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счет применения
многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с
центральным телом, удалось поднять максимальную скорость самолёта более
чем на 700 км/ч.
Также был применен другой подход к вооружению — в отличие от МиГ-19, на
котором основным оружием были пушки, самая первая модификация МиГ-21П
была лишена пушечного вооружения и могла нести только две ракеты класса
«воздух-воздух» Р-3С, которые являлись копиями американских AIM-9B
«Сайдуиндер» с тепловой ГСН. Однако, время показало, что этого оружия
недостаточно и на более поздние модификации начиная с МиГ-21Ф помимо
ракет стали устанавливать 30- либо 23-мм пушки. Но при всем этом
самолет остался похож на своих предшественников — МиГ-21 был легким,
маневренным самолетом в ущерб авионике и запасу топлива, что очень
помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской
войне. Так как ракеты «Сайдуиндер» были еще несовершенны, советскому
истребителю было нетрудно совершить маневр и обмануть ракету.
Исход
этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на
истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не есть
идеальное решение, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в
прошлое. СССР в свою очередь сделали вывод, что две ракеты — ничтожно
мало, и последующие модификации МиГ-21 выпускались уже способные нести
четыре ракеты воздух-воздух. Дальнейшим развитием самолета МиГ-21 стала
установка двигателя Р-25-300 с тягой 97 Кн, что на тонну превышало
снаряженный вес самолета. Модификация с этим двигателем называлась
МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним
американским конкурентом — F-16, сильно уступая ему по массе полезной
нагрузки и авионике. В 1977 году с появлением МиГ-29 самолет
окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новым.
Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оснащена
мощной РЛС «Копьё», новой электрической системой и приспособлена для
несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для
продажи на экспорт а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на
вооружении у зарубежных стран.
Высокие
летно-технические характеристики МиГ-21 — самого массового
сверхзвукового истребителя в мире — позволяют ему в современных
условиях эффективно решать широкий круг боевых задач.
Модификации
Е-6 (1958) — Прототип серийного истребителя МиГ-21
МиГ-21П (1958) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21Ф (1959) — Фронтовой истребитель
МиГ-21Ф-13 (1959) — Фронтовой истребитель
МиГ-21ПФ (1962) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21ПФС (1962) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21ПФМ (1964) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21С (1965) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21И (1968) — Экспериментальный истребитель, самолет-"аналог" Ту-144
МиГ-21М (1968) — Экспортный истребитель-перехватчик
МиГ-21СМ (1969)- Истребитель-перехватчик
МиГ-21МФ (1970) — Экспортный истребитель-перехватчик
МиГ-21МТ (1971) — Экспортный истребитель-перехватчик
МиГ-21СМТ (1971) — Истребитель-перехватчик
МиГ-21бис (1972)- Фронтовой истребитель
МиГ-21-93 (1994) — Проект модернизации серийных МиГ-21
МиГ-21Р — Разведчик
Взлетная масса |
8625 |
Максимальная вертикальная перегрузка |
. |
Максимальная дальность полета, м |
1900 (км.) |
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч |
2125 |
Масса, кг |
4819 |
|