Впервые танк изобрели в Англии. 20 октября 1914 года Свинтон
обратился в военное министерство с предложением построить бронированную
машину на гусеницах, использовав для этого американский трактор Холт.
Но изобретение танка не было результатом работы одного человека, а
явилось плодом деятельности ряда людей, часто даже не связанных между
собой.
2 февраля 1916 года в Хатфильдском парке, недалеко от Лондона, были
произведены испытания "Большого Вилли" – первого танка, пошедшего в
производство.
Строительство первого танка держалось в большом секрете. Все, кто
соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить
глубокую тайну. Машину надо было как-то назвать. По виду она походила
на большую цистерну или бак. Ее хотели назвать "водовоз", но это могло
вызвать улыбку. Свинтон, ставший к тому времени секретарём комитета
имперской обороны и внимательно следивший за опытными работами,
предложил несколько названий: "резервуар", "цистерна", "чан"
(по-английски tank). Остановились на последнем. С тех пор боевые машины
во всём мире стали называть танками.
Этот танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы
с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Для управления танком
служили сложные механизмы, требовавшие от водителя как искусства, так и
больших физических усилий. Шум в машине мешал подавать команду голосом.
При движении, в особенности по грязной скользкой дороге, машину
постоянно уводило в сторону и её приходилось выравнивать. Внешняя связь
почти отсутствовала; единственным средством связи были полузадохшиеся и
оглушённые почтовые голуби.
Первый российский танк был изобретён А. А. Пороховщиковым. Он
покинул мастерские 18 мая 1915 года. В конструкции этого танка уже были
предусмотрены все основные элементы современных боевых машин - броневой
корпус вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания
гусеничный движитель.
Известнейший отечественный танк – это Т-34. Именно он сыграл одну из ключевых ролей в Великой Отечественной войне.
Были и другие модели, предшествовавшие Т-34, но не ставшие настолько
известными - Т-28 и Т-24. Они относились к классу средних машин, но в
их конструкции нашло свое отражение характерное для первой половины
30-х годов стремление конструкторов превратить танк в подвижную
бронированную крепость, предназначенную для прорыва сильно укрепленных
оборонительных полос противника. Опыт военных учений тех лет показал,
что функции прорыва укрепленных полос более свойственны тяжелым танкам,
а средний танк должен стать высокоманевренным средством поддержки
пехоты и кавалерии. Поэтому во второй половине 30-х годов уже
преобладала “скоростной” концепции, воплощением которой стал Т-29. Эта
машина уже могла двигаться на гусеницах со скоростью до 54 километров в
час, а со снятыми гусеницами, на колесах - до 80 километров в час. По
существу, Т-29 был колесно-гусеничным вариантом танка Т-28.
Непосредственными же предшественниками Т-34 стали колесно-гусеничные
танки А-20, А-30 и гусеничный танк Т-32. В их конструкции
танкостроители старались повысить неуязвимость своих машин путем
наклона броневых листов.
Боевой опыт, приобретенный танкистами зимой 1939/40 года, показал
полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а
также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Кроме того стало
очевидным, что 45-мм пушка и противопульная броня на основных, массовых
танках уже не соответствуют требованиям современной войны. По этим
причинам 19 декабря 1939 года, еще до выпуска опытных образцов,
запланировали серийное производство танков Т-34 на 1940 год.
Первые два Т-34 вышли из заводских ворот в начале 1940 года и прошли
очень суровый испытательный пробег в феврале-марте 1940 года (по
маршруту Харьков-Москва) в дождь, снег и распутицу. Создатель танка,
главный конструктор Кошкин, лично участвовавший в пробеге, простудился
и тяжело заболел - сказалось утомление от многолетнего напряженного
труда. И в сентябре 1940 года в возрасте 42 лет он скончался. В 1942
году он посмертно удостоен Государственной премии первой степени.
В 1942 году была проведена модернизация танка, и в июне того же года с конвейера сошли первые серийные танки Т-34.
"Тридцатьчетверка" образца 1940 года весила 26,5 т, несла
76,2-миллиметровую пушку и 2 пулемета, ее экипаж состоял из 4 человек.
Толщина брони корпуса и башни (листы сделали наклонными для увеличения
снарядостойкости) составляла 40-45 мм. Большим преимуществом Т-34 был
дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с., обеспечивавший скорость
50 км/час по шоссе.
й