Суббота, 18.05.2024, 22:21
.
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Мини-чат

300

Наш опрос

Untitled Page
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Главная » Статьи » Mорское вооружение и военная техник » Крейсера и эскадренные миноносцы

Фрегат типа "Неустрашимый" (класс "Ястреб", пр.11540)

Фрегат типа "Неустрашимый" (класс "Ястреб", пр.11540)

Фрегат \\\

Многоцелевой боевой корабль типа фрегат, способный решать широкий круг задач


Фрегат пр.11540 "Неустрашимый". Фото "Военный Парад"

История создания

Для устранения отставания отечественных сторожевых кораблей (СКР) морской зоны от зарубежных кораблей аналогичного класса в 1 ЦНИИ МО в середине 1970-х гг. группа специалистов под руководством капитана 3 ранга В.П. Кузина начала работы по исследованию перспективного многоцелевого сторожевого корабля. Параллельно в Зеленодольском ПКБ под руководством Л.Ф. Федосеева велись работы по созданию малого противолодочного корабля (МПК) пр. 1154 «Ястреб», который представлял собой развитие МПК пр.1124. Его главный конструктор Н.А. Яковлевский поддержал предложение 1 ЦНИИ МО по переработке этого проекта и создания многоцелевого СКР, не уступающего по своим боевым возможностям лучшим зарубежным кораблям класса фрегат.

 

Расширение круга решаемых задач и вооружения привели к росту водоизмещения и снижению скорости хода до 27-28 узлов (в эскизном проекте 1975 г. полное водоизмещение составляло 1500 т, в техническом проекте 1976 г. - 1700 т, в корректированном техпроекте 1979 г. - около 2000 т, а в варианте с вертолетом – 2500 т). Работы возглавил главный конструктор Н.А. Яковлевский. В итоге корабль пр.1154 приблизился по водоизмещению к СКР пр.1135. В 1981 г. разрабатывается новое ТТЗ Зеленодольскому ПКБ на пр.11540 под шифром "Ястреб", а 1982 г. состоялось решение Минсудпрома и ВМФ о его дальнейшей разработки по новому заданию в виде СКР пр.1135 и 11351. В результате это стал многоцелевой СКР, способный вести противолодочную, противовоздушную и противокорабельную оборону соединений кораблей, конвоев и десантных отрядов. В октябре 1981 г. в связи с добавлением ПКРК "Уран" водоизмещение проектируемого корабля увеличивается до 3,5 тыс. т.

Разработка пр.11540 потребовала проведения ряда специальных НИОКР, в том числе по снижению уровня подводного шума, обеспечению мореходных качеств и хорошей управляемости. В процессе проектирования менялась компоновка корабля и состав вооружения, силовая установка. Постепенно стандартное водоизмещение корабля достигло 3 200 т, что отрицательно сказалось на возможности строительства корабля большой серией. Вначале планировалось построить не менее 70 единиц на 7 заводах страны.

Фрегат "Неустрашимый" в боевом походе. Фото www.navsource.narod.ru

Головной фрегат "Неустрашимый" построен на судостроительном заводе "Янтарь" в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. ("Ярослав Мудрый", по некоторым данным "Неприступный") и 1993 г. ("Туман") еще два корабля. Один из них вероятно будет достроен, а корпус второго утилизирован. По состоянию на 1988 г. "Неустрашимый" стоил 80 млн. руб.

Корабль пр.11540 стал дальнейшим развитием СКР пр.1135 и является первым российским универсальным кораблем охраны, построенным с применением малоотражающих материалов. По состоянию на 2005 г. находился в составе Балтийского флота.

Фрегат "Неустрашимый", пр.11540

Назначение

Многоцелевой корабль пр.11540 "Неустрашимый" предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

Водоизмещение полное 4250 т, стандартное 3590 т; длина 130 м, ширина 15,6 м, осадка 8,35 м. Дальность плавания 2900 миль. Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров

Конструктивные особенности

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Водонепроницаемыми переборками разбит на 12 отсеков. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. Создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового уничтожения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили. Предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.

 

Главная энергетическая установка

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. Она состоит из 2-х форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и 2-х маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага (ВФШ).

Мощность ГТУ 2x20000 л.с. (маршевая) и 2x37000 л.с. (форсажная); скорость полного (экономического) хода более 31 (18) узлов.

Вооружение

Управляемое ракетное оружие (УРО) неустановленно. Зарезервировано место для размещения противокорабельных ракет (ПКР) "Уран" (ракеты К-35 с инерциальной системой управления).

Для борьбы с подводными лодками корабль оснащен противолодочным ракето-торпедным комплексом (ПЛРК) "Водопад-НК" (боезапас 6 ракет с дальностью стрельбы до 120 км). Он представляет собой две трехтрубные горизонтальные пусковые установки, установленные по каждому борту в направлении носовой части корабля с фиксированным углом подъема около 20 град., обеспечивающим управление ракетой в полете и активной радиолокационной головкой наведения.

 

Неподвижная противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000. Фото А. Соколов

Неподвижная противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 из 12 радиально размещенных труб является частью системы противолодочной обороны "Смерч-2" и установлена на верхней палубе за ПУ комплекса "Кинжал". Данные для стрельбы поступают от системы управления огнем "Буря". Боезапас из 96 ракет размещен под пусковой установкой и автоматически заряжаются через элеватор. Переключение ПУ из пускового режима в режим заряжания и обратно происходит автоматически. Максимальная дальность стрельбы составляет 6000 м, максимальная глубина цели - 500 м.

Пуск ракеты ЗРК "Клинок". Фото МНИИРЭ "Альтаир"

Основное средство борьбы с воздушными целями – зенитный ракетный комплекс "Кинжал" ("Клинок") с 32 ракетами, размещенных в вертикальной пусковой установке. Он обеспечивает защиту корабля от противокорабельных ракет, беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, кораблей противника, а также оружия берегового базирования. Четыре модуля вертикального пуска установлены в носовой части корабля за корабельным 100 мм орудием. Боекомплект ЗРК составляет 32 ракеты.

Для уничтожения низколетящих целей могут быть использованы 2 боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик".

АК-130.

Артиллерийское вооружение представлено 100 мм артиллерийскими установками АК-100 с РЛС управления МР-145 "Лев" (боезапас 350 снарядов) установлена в носовой части корабля и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Разработана КБ "Аметист" (г. Москва), "Арсенал" и Промышленной ассоциацией (г. Санкт-Петербург).

 

Для обстрела целей может быть использован артиллерийский канал с 30-мм установками ЗРАК "Кортик" (боекомплект 64 ЗУР и 600 выстрелов). "Кортик" обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолеты и небольшие морские суда.

Колрабельный ЗРАК "Кортик"

В интересах защиты корабля от оружия с тепловыми головками самонаведения он оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для стрельбы 120 мм снарядами тепловых помех, а с радиолокационными и оптическими головками самонаведения двумя 16-трубными 82- мм установками ПК-16. Дальность стрельбы от 200 до 1 800 метров.

Для ведения воздушной разведки на корабле имеется ангар с противолодочным вертолетом Ка-27.

В составе радиоэлектронного вооружения имеется боевая информационно-управляющая система "Трон" и гидроакустический комплекс "Звезда-1" с носовой антенной в бульбе и буксируемой антенной переменной глубины, радиолокационные станции обнаружения воздушных целей "Фрегат-М2" с фазированной антенной решеткой и "Позитив".

Знаменательные даты

В сентябре-октябре 1994 г. корабль участвовал в совместных учениях с ВМС стран НАТО.

В июне 1995 г. нанес официальный визит в г. Киль (Германия), где участвовал в торжествах по случаю 100-летия Кильского канала.

В 1994 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), в 1996, 1997 и 1998 гг. - призы по зенитной подготовке, в 1997, 1998 и 1999 гг. - призы по артподготовке (в составе КУГ).

Корабль пр.11541 "Корсар"

Модификации

Пр.11540 "Ястреб" - базовый серийный проект (1990 г.).

 

Пр.11541 "Корсар" - проект экспортного СКР с незначительными изменениями. Разработан в 1990-х гг. Зеленодольским ПКБ. При максимальном сохранении базовой конструкции корабля предполагалось:

установить новые образцы радиоэлектронного вооружения в экспортном исполнении (в т.ч. БИУС "Сигма-Э", 3-координатную РЛС "Фрегат-МАЭ", систему управления ПКРК "Монумент-Э", ГАК "Заря-МЭ", средства РЭБ МП-407Э или ТК-25Э, комплексы связи "Буран-6Э" и "Муссон", систему госопознавания 67-Р, навигационный комплекс МК-54ИС с цифровым картографированием);

заменить АУ на более лёгкую 100-мм А-190 "Универсал", ПКРК "Уран" на "Яхонт" (дальность 300 км) или другой комплекс по желанию закзчика;

установить противолодочные комплексы РПК-8Э и "Калибр", ЗРАК "Каштан" или "Пальма", установку противодиверсионных гранатометов ДП-65;

разместить вертолет Ка-28 или Ка-31, а также улучшить условия обитаемости.


Категория: Крейсера и эскадренные миноносцы | Добавил: spezarsenal (06.03.2009)
Просмотров: 769 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой марки ваш мобильный телефон?
Всего ответов: 23
Мини-чат
 
500