"Гермес", управляемая ракета
Предназначена
для поражения днем и ночью современных и перспективных танков,
легкобронированных целей, инженерных и фортификационных сооружений,
надводных целей, малоскоростных воздушных целей.
Технические особенности
Ракета обеспечивает: •
боевые качества военно-транспортных и боевых вертолетов за счет
увеличенной дальности стрельбы и сверхзвуковой скорости управляемой
ракеты; • сокращение собственных потерь в условиях противодействия ПВО противника; •
поражение малоразмерных целей безвозвратно одной ракетой, выведение из
строя крупных целей за счет последовательного поражения жизненно важных
элементов; • высокую боевую производительность, за счет залповой стрельбы.
Основные характеристики
• Максимальная скорость полета, м/с - 1000 • Масса боевой части, кг - 28 • Тип боевой части - осколочно-фугасная • Масса УР "Гермес" в контейнере, кг - 110 • Калибр УР "Гермес", мм: стартовая ступень - 170 маршевая ступень - 130 • Длина контейнера с ракетой, мм - 3500
РВВ-АЕ, авиационная ракета класса "воздух-воздух"
Предназначена
для поражения воздушных целей (истребителей, бомбардировщиков,
штурмовиков, вертолетов, самолетов ВТА, крылатых ракет) в любое время
суток, на всех ракурсах, в условиях РЭП, на фоне земной и водной
поверхностей, в том числе при многоканальном применении по принципу
"пустил-забыл".
Аэродинамическая схема
Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами,
создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму
в плане и тонкий профиль, что минимизирует волновое сопротивление
ракеты и упрощает её размещение во внутренних отсеках вооружения
самолетов-носителей.
Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает
общую подъемную силу ракеты. Использование решетчатых рулей с очень
малым (в пределах 1,5 кгм) шарнирным моментом позволило применить
малогабаритный электропривод малой мощности. Благодаря такой структуре
рулей реализуется бессрывное обтекание и, следовательно, сохраняется
эффективность до углов атаки порядка 40°.
Имеется возможность изменения характеристик хвостового оперения
путём варьирования количества ячеек руля, которые практически
аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них
более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и
аэроупругие характеристики. Решетчатые рули могут складываться и при
необходимости автоматически раскрываться после пуска. Этим
обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со
стороной 300 мм), а также решается задача снижения общей эффективной
отражающей поверхности самолета.
Система наведения
Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и
активное на конечном участке траектории. Переход к активному наведению
производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность
захвата цели головкой самонаведения. После перехода на самонаведение
линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает
формировать математическую модель цели. В случае срыва
автосопровождения цели организуется повторный поиск с использованием
этой модели.
Во всех режимах работы используется метод модифицированного
пропорционального наведения. При наличии организованных помех, когда
бортовая радиолокационная станция носителя не может передавать на
ракету информацию о дальности и скорости сближения с целью, наведение
происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты
реализована также возможность пассивного наведения на источник помех,
совмещенный с целью.
Взрыватель
Взрыватель — лазерный. Облучая цель и определяя по отраженному сигналу
расстояние до нее, устройство подрывает боевую часть на оптимальной
дистанции. Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели.
Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания
или падения на землю или в воду) на случай необходимого самоуничтожения.
Боевая часть
Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными элементами. Масса БЧ —
22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют
сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель.
Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели
в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
• Дальность пуска, км
максимальная - до 80
минимальная - 0,3
• Высота поражения целей, км - 0,02 – 25
• Стартовая масса, кг - 175
• Масса боевой части, кг - 22,5
• Габаритные размеры, м
длина - 3,6
диаметр - 0,2
размах крыльев - 0,4
размах рулей - 0,7
Х-59 "Овод", авиационная управляемая ракета
Предназначается
для поражения широкой номенклатуры неподвижных наземных целей с
известными координатами местонахождения, в том числе не имеющих
радиолокационного, инфракрасного и оптического контраста по отношению к
окружающему фону
История создания
Разработка управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" с
телевизионным наведением Х-59 началась в 1972 году в МКБ "Радуга" под
руководством А.Я.Березняка (позже его сменил И.С.Селезнёв). За основу
конструкции взята ракета Х-29Т с использованием ряда конструктивных
решений Х-58. Первоначально планировалось сделать телевизионный вариант
Х-58, но от этой идеи пришлось отказаться: высокоскоростной профиль
полёта не обеспечивал на подлёте к цели требуемого времени для поиска и
распознавания цели телевизионной ГСН. Было решено снизить скорость на
этом этапе, что дало увеличение запаса времени. Для повышения
надёжности, живучести и улучшения условий эксплуатации ракета
скомпонована по отсекам. В каждом отсеке собраны системы, функционально
наиболее связанные между собой.
Технические особенности
Ракета Х-59 построена по аэродинамической схеме "бесхвоствки" с
развитым крылом. Конструкция цельнометаллическая (АМГ-6, ВНС-2, ВКЛ-3).
Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки изнутри
оклеены синтетическим материалом. Гаргрот с арматурой и проводкой
энергопитания для обеспечения жёсткости залит пенопластом. В передней
части установлены дестабилизаторы, складывающиеся при транспортировке.
Управление рулями осуществляется при помощи электромеханических
приводов, питающихся от аккумуляторной батареи и преобразователя.
Головка самонаведения телевизионная, установлена в носовой части. Для
защиты от пыли и насекомых стекло ГСН закрыто сбрасываемым коком.
Боевая часть фугасная проникающего действия. Силовая установка Х-59
состоит из двух РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым
маршевым. На Х-59М применён малогабаритный турбореактивный двигатель
РДК-300. Ракета применяется с катапультного устройства АКУ-58-1. Для
транспортировки и хранения применяется термоконтейнер.
• Диапазон высот пуска ракеты км - 0,2…11
• Диапазон чисел М полета носителя в момент пуска ракеты - 0,5…0,9
• Максимальная дальность полёта ракеты, км - 285
• Ракурс цели при пуске ракеты град. - до ±45°
• Высота полета ракеты над земной поверхностью в зависимости от рельефа местности, м - 50…300
• Скорость полета ракеты км/час - 900…1050
• Система управления - СНАУ на базе БИНС+НАП+ОЭ-М
• Круговое вероятное отклонение ракеты от заданной точки прицеливания (Екво), м - 3…5
• Боевая часть:
тип - ПрБЧ или КБЧ
масса, кг - 320; 283
• Стартовая масса ракеты кг - до 900
• Габаритные размеры ракеты, м:
длина корпуса - 5,7
размах крыла - 1,3
диаметр корпуса - 0,38, (0,42 в носовой части)
|